Подписка 1520 - PDF

Под давлением

Среда, 13.06.2012 в 00:00
Под давлением
Белорусский Нацбанк готовится к деноминации национальной валюты. Ещё недавно его специалисты говорили, что ситуация в экономике неустойчива, а сейчас хотят «срезать» лишние нули, объясняя это надеждой на грядущий подъём, который приведёт к росту доходов населения. Однако МВФ считает, что страна «исчерпала большинство своих резервных возможностей», и предупреждает о рисках неопределённости экономического курса. О том, что ситуация далека от стабильной, свидетельствует и динамика регионального КАРГО-индекса, который вновь провалился в минус.

Власти Белоруссии в мае отчитались о своих успехах. «Экономика и финансы стабилизированы, мы добились того, чего хотели, и во внешней торговле», – заявил президент Александр Лукашенко. По оценке премьера Михаила Мясниковича, это удалось сделать «без жёсткой посадки ВВП», хотя «оппоненты пугали стагнацией» (по данным Белстата, основной макроэкономический показатель вырос в январе – апреле в годовом сопоставлении на 2,9%). Также глава правительства отметил, что за три месяца года профицит внешней торговли составил 10,7% ВВП, а экспорт товаров и услуг возрос в годовом сопоставлении на 42,5%. 

И хотя, по словам Мясниковича, нельзя утверждать, что «позитивные тенденции приобрели необратимый характер», Нацбанк, ещё недавно заявлявший о нестабильности, резко изменил свою позицию. Его глава Надежда Ермакова рассказала, что «с учётом роста экономики и доходов населения» начинается подготовка к деноминации. Заявление о том, что у белорусских рублей пропадут «лишние» нули, было сделано буквально накануне годовщины прошлогодней девальвации, ставшей вершиной разразившегося в стране валютного кризиса.

Несмотря на довольно бодрый тон представителей Белоруссии, звучат и другие мнения. В своём очередном обзоре Международный валютный фонд (МВФ) заявляет, что экономический курс по-прежнему не определён. По мнению экспертов фонда, власти Белоруссии «разрываются между попытками повысить эффективность своей старой модели и принятием новой». Однако, считает МВФ, ослабление жёсткой экономической политики (то есть как раз откат к старой модели) может привести к повторению прошлогоднего сценария. Аналитики фонда также обращают внимание на усиление зависимости Белоруссии от энергетических субсидий и зарубежной поддержки. С 2008 года внешний госдолг страны вырос более чем в два раза, до 61,4% ВВП, по итогам прошлого года. 

О том, что ситуация не столь уж радужная, свидетельствует и динамика регионального КАРГО-индекса. В апреле его абсолютное значение составило 132,4%, то есть почти не изменилось по сравнению с предыдущим месяцем. Но в другие годы картина обычно была иной – КАРГО-индекс всегда закрывал апрель на более высокой отметке, чем март. Исключением ранее был только 2009 год, когда экономика Белоруссии пусть и не так остро, как в других странах, но всё же реагировала на глобальный спад. 

Не слишком впечатляющими выглядят и изменения в транспортном индикаторе, освобождённом от влияния сезонного и календарного факторов. В апреле значение КАРГО-индекса, вычисленное по отношению к тому же периоду 2011 года, составило только 95,6%. То есть индикатор не просто замедлил темп роста, но и вновь ушёл в минус, даже более значительно, чем раньше (в феврале он провалился на отметку в 99,4%). Причём сейчас отрицательный результат фиксируется в сравнении с достаточно низкой базой минувшего года. 

Основной показатель работы белорусских железных дорог – объём погрузки – пока растёт (в апреле на 2,7% по сравнению с тем же периодом 2011 года). Но ещё в марте прибавка выглядела более уверенной – 8,8%.  Во многом это связано с динамикой в промышленности: если в первом квартале рост промпроизводства в годовом сопоставлении составил 8,3%, то за четыре месяца –  7,5%. Вновь отмечается увеличение запасов готовой продукции (на 1 мая – 49,7% от среднемесячного объёма производства, на 1 апреля – 46,4%). 

Среди важнейших для экономики Белоруссии грузов, которые входят в расчётную базу регионального КАРГО-индекса, наиболее высокие темпы роста демонстрирует «нефтянка». Погрузка  нефтяных грузов в апреле прибавила 16% (в марте – 24%), а их доля в структуре транспортного индикатора увеличилась на 6,23 процентного пункта (п.п.), до 35,68%. 

Это является одним из свидетельств того, что значение нефтепереработки, зависящей от поставок российского сырья, продолжает расти. Об этом  и говорится в обзоре МВФ. При этом власти Белоруссии намерены продолжить наращивание перерабатывающих мощностей – к 2021 году обещают построить ещё один НПЗ мощностью 1,5 млн тонн в год. Для сравнения: все заводы одного из крупнейших в стране производителей – «Нафтана» – сейчас перерабатывают 10,8 млн тонн в год.

Однако Москва не вполне довольна проводимой Минском политикой в этой сфере. Как заявил посол России в Белоруссии Александр Суриков, в таможенной отчётности в прошлом году появилось 2 млн тонн растворителей и разбавителей «на западных флангах». «Они не облагаются таможенными пошлинами. Сейчас мы исследуем эти вопросы, и наверняка они будут обсуждаться российской и белорусской сторонами, чтобы не было нарушений, связанных с реэкспортом нефтепродуктов, что в принципе возможно. Пожалуйста, экспортируй, но заплатите таможенные пошлины, равные российским», – подчеркнул он.

Помимо «нефтянки», в плюсе погрузка цемента (в апреле – на 12,9%, в результате чего его доля в структуре КАРГО-индекса увеличилась на 0,06%, до 0,41%). Но строительные грузы, бывшие ранее стабильно в числе лидеров, сейчас в минусе (в апреле их погрузка сократилась на 13,7%, а доля уменьшилась на 5,54 п.п., до 51,28%). В докризисный период стройкомплекс Белоруссии поддерживался государством, что было причиной его уверенного роста. Пока ситуация в экономике не позволяет властям проводить ту же политику. Как итог – в апреле объём введённого в эксплуатацию жилья сократился по сравнению с тем же периодом 2011 года на 13,7%. Разговоры о том, что госфинансирование этого сегмента увеличится, ведутся. Так, вице-премьер Анатолий Калинин предлагает выделить на эти цели не 7,5 трлн белорусских руб. (порядка $894 млн), как планировалось ранее, а 12 трлн ($1,4 млрд), что позволит построить за пять лет около 40 млн кв. м жилья. Но окажется ли это возможным, пока не ясно. Кроме того, это станет одним из признаков возврата к старой модели.

В досье

Динамика КАРГО-индекса, %
4_tab_1.jpg
КАРГО-индекс по отношению к аналогичному периоду предыдущего года, %
4_tab_2.jpg
Структура КАРГО-индекса, %
4_tab_3.jpg
Автор: Юлия Громадская

Новости

12 ч
12 ч
12 ч
13 ч
13 ч
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «КАРГО-индекс»