Подписка 1520 - PDF

Строго по разъяснениям

Понедельник, 28.05.2012 в 00:00
Строго по разъяснениям
Неожиданные осложнения появились у российских железнодорожников после предоставления скидок казахстанским операторам зерна. Федеральная антимонопольная служба подала на ОАО «РЖД» в суд, но проиграла его.

Арбитражный суд Московского федерального округа признал правомерность ОАО «РЖД» в споре с ФАС. Компанию-перевозчика обвиняли в том, что она в 2010 году предоставила скидку при перевозке зерна из Казахстана ООО «ЛП-Транс», а её конкурент ООО «Технотранс» льгот не получил.

Между тем скидка в размере понижающего коэффициента 0,7 на перевозку зерна из Казахстана была установлена Минтрансом РФ 1 августа 2010 года. Как сообщил заместитель руководителя правового департамента ОАО «РЖД» Алексей Васильев, далее ОАО «РЖД» действовало строго по закону: обратилось в Минтранс за разъяснением, как её применять. 

Первое письмо Минтранса гласило, что понижающий коэффициент необходимо дать лишь одному экспедитору. Тариф понизили первому, кто обратился с такой просьбой, – «ЛП-Транс». Затем  разъяснений попросили казахстанские коллеги – АО «НК «Казахстан темир жолы». 

Через месяц из Минтранса, возглавляемого тогда Игорем Левитиным, пришло второе письмо. В нём ведомство просило первое разъяснение считать недействительным, ссылаясь на техническую ошибку. И предоставить скидку всем грузоотправителям и экспедиторам, которые за ней обратятся. В ноябре 2010 года последовало новое указание: скидку предоставить лишь тем компаниям, которые гарантируют перевозку не менее двух миллионов тонн зерна в год. Выполняя соответствующее разъяснение, ОАО «РЖД» обратилось с предложением подписать соответствующие обязательства к «ЛП-Трансу» и «Технотрансу». «ЛП-Транс» обязательство о солидарной ответственности подписал, а «Технотранс» пошёл другим путём  – обратился с жалобой в ФАС.

В феврале 2011 года ФАС признала РЖД виновным в нарушении антимонопольного законодательства и предписала выплатить штраф в размере 317 млн руб. ОАО «РЖД» обжаловало это постановление в арбитражном суде. После серии разбирательств 14 мая 2012 года Арбитражный суд Московского федерального округа признал, что ОАО «РЖД» строго выполняло все разъяснения Министерства транспорта. Оно по действующему законодательству было уполномочено вводить понижающие транзитные коэффициенты и разъяснять порядок их применения.  Эта обязанность содержится как в положении о деятельности Минтранса, так и в постановлении правительства 
№ 643, принятое в 2009 году.

«Дело для РЖД было очень тяжёлым, сложным и принципиальным как из-за предъявленных обвинений, так и из-за крупных финансовых санкций, – говорит Алексей Васильев. – Но мы уверены в своей позиции: мы делали всё, как предписывает законодательство, хотя нас обвинили в нарушении конкуренции».

Однако у ФАСа остаётся ещё возможность обратиться в Высший арбитражный суд, и, как говорит источник в ведомстве, это будет сделано. В ФАС от официальных комментариев отказываются до получения мотивированного решения суда. Однако полагают, что это дело довольно необычно и интересно, поскольку, как оказывается из разбирательства, понижающий коэффициент реально не был введён соответствующим приказом Минтранса.  С другой стороны, было письмо Минтранса, которое предписывает держателю Тарифного руководства (в 2010 году это была «Укрзализныця») внести в документ соответствующие изменения, и они были внесены. Кроме того, у службы есть вопросы и к введению солидарной ответственности экспедиторов за вывоз определённого объёма грузов. Исходя из логики мотивировочного решения, будет соответствующим образом оформлена и апелляция в ВАС.
Автор: Сергей Плетнёв

Новости

1 д
1 д
2 д
1 д
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «Контрольный пункт»