Подписка 1520 - PDF

Избирательный собственник

Понедельник, 28.05.2012 в 00:00
Избирательный собственник
5_cit.jpgИлья Терешко, 
руководитель отдела комплексных исследований 
Института проблем естественных монополий (ИПЕМ):

– По заказу Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества ИПЕМ провёл исследование возможности использования положительного опыта реформирования ряда администраций. В рамках этой работы мы провели анализ влияния реформирования вагонного комплекса на «пространстве 1520» на международные перевозки грузов. 

За период с 2001 по 2010 год объём перевозок грузов между РФ и странами СНГ и Грузией вырос с 98 до 145 млн тонн (на 47%). При этом объём перевозок в приватных вагонах вырос с 5,6 до 71,7 млн тонн (рост в 12 раз), а объём перевозок в вагонах инвентарного парка сократился с 93 до 73 млн тонн (–11%). Доля перевозок в приватных вагонах выросла с 6 до 49%.

При перевозках между РФ и странами СНГ и Грузии в вагонах российской принадлежности (80% от всех перевозок) установлено, что доля вагонов инвентарного парка в таких перевозках составляет 52%. При этом их доля в вагонном парке РФ к концу 2010 года составляла 20%. 
Таким образом, доля приватных вагонов в структуре парка растёт быстрее, чем доля перевозок в приватном парке между РФ и странами СНГ и Грузией. Следовательно, собственникам приватных вагонов интересны не все, присутствует избирательность.

Например, при росте объёма экспортных перевозок из РФ на Украину в приватных вагонах в период с 2001 по 2010 год в 4,7 раза (с 5,51 до 25,95 млн тонн) объём перевозок в приватных вагонах маршрутными  отправками вырос в 103 раза (с 0,06 до 6,21 млн тонн). А при росте объёма импортных перевозок из Украины в РФ в приватных вагонах в тот же период в 4,5 раза (с 0,9 до 3,9 млн тонн) доля высокодоходных и среднедоходных грузов в приватных вагонах выросла всего в 7 раз (с 0,4 до 2,7 млн тонн).

Кроме сепарации «выгодных» и «невыгодных» перевозок, такая избирательность и уклон в сторону перевозки высокодоходных и среднедоходных грузов, маршрутных отправок приводит к ухудшению показателей использования подвижного состава. 

Уже сейчас объём перевозок из РФ на Украину значительно превышает объём перево­зок из Украины в РФ. Для вагонов инвентарного парка это различие составляет 1,4 раза, а для вагонов приватного парка – 6,7 раза. При этом для инвентарного парка эта диспропорция в последние 10 лет имеет тенденцию к снижению, а для приватных – к росту. 

Можно сделать вывод о том, что всё большее количество инвентарных вагонов, прибывших из РФ на Украину, имеют обратную загрузку и всё большее количество приватных вагонов возвращаются порожними. Для проверки обоснованности данного тезиса был проведён анализ динамики передачи порожних вагонов приватного парка из Украины в РФ, который показал, что за период с 2007 по 2011 год передача порожних приватных вагонов выросла в 5,9 раза (с 470 вагонов в сутки до 2,777 тыс.).

При отсутствии государственных средств на обновление вагонного парка и ограниченности собственных финансовых ресурсов железнодорожной компании именно привлечение частного капитала является оптимальным инструментом решения проблемы. Вместе с тем стоит отметить, что при принятии в процессе реформирования решений об изменении структуры собственности на грузовые вагоны и развитии перевозок в приватном подвижном составе (в тех государствах, где данный процесс находится на начальном этапе или ещё не начинался) необходимо заранее разрабатывать и утверждать механизмы обеспечения парком грузовладельцев. Взаимодействие с ними может оказаться коммерчески и технологически непривлекательным для собственника приватного вагона.

Новости

7 ч
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «Реформа»

Суббота, 25.08.2018 в 00:41
Суббота, 21.07.2018 в 21:26
Суббота, 26.05.2018 в 23:12