Подписка 1520 - PDF

Тяжёлое выздоровление

Понедельник, 14.05.2012 в 00:00
Тяжёлое выздоровление
Экономика Белоруссии «уязвима к шокам», а ситуация в ней по-прежнему неустойчива – с таким заявлением выступил Нацбанк страны, комментируя невысокие результаты, зафиксированные в первые месяцы года. Между тем весной картина несколько улучшилась, о чём свидетельствует региональный КАРГО-индекс. Впрочем, «точек роста» в промышленности не прибавляется – в уверенном плюсе только нефтепереработка.

По итогам первого квартала ВВП Белоруссии в реальном выражении увеличился в годовом исчислении на 3%. Напомним: в январе-феврале также была прибавка на 3%, а в первом месяце года – на 3,6%. Между тем официальный прогноз неизменен – в целом по году ожидается подъём основного макроэкономического показателя на 5–5,5% (в минувшем году, напомним, был рост в 5,3%). 

Достижение подобного результата страной, ещё не оправившейся до конца от последствий прошлогоднего валютного кризиса, уже неоднократно ставилось под сомнение международными экспертами. Причём звучат и достаточно радикальные оценки. В частности, в недавнем исследовании «Макромонитор СНГ» аналитического управления Евразийского банка развития говорится, что в текущем году в Белоруссии ожидается нулевой рост ВВП. Есть и более позитивные прогнозы, но и они далеки от оценок белорусских властей. Так, в исследовании World Economic Outlook Международного валютного фонда (МВФ) говорится, что ВВП республики в 2012 году увеличится на 3%. 

Сказать при этом о том, что усилия белорусского правительства по преодолению последствий кризиса игнорируются, нельзя. Ранее МВФ позитивно характеризовал новую экономическую политику страны, а в апреле впервые с прошлогодней катастрофы международное рейтинговое агентство Standard&Poor's отметило некоторые положительные изменения в экономике Белоруссии. Прогноз по суверенному рейтингу республики был пересмотрен с «негативного» до «стабильного», а долгосрочный рейтинг подтверждён на уровне «В-», краткосрочный – «С». И хотя данные рейтинги крайне сложно назвать не только высокими, но и приемлемыми, власти расценили сам факт пересмотра как однозначное одобрение. «Белорусская экономика демонстрирует развитие, что вынуждены признавать в том числе ведущие зарубежные агентства», – заявил премьер Михаил Мясникович.

Впрочем, единого мнения о происходящих процессах в самой Белоруссии, похоже, нет. Так, Национальный банк в своём традиционном обзоре дал достаточно сдержанную характеристику текущей ситуации, обозначив ключевые риски, в числе которых неустойчивость экономики, её большая энерго- и материалоёмкость, а следовательно, зависимость от импорта. Однако в Минэкономики смотрят на это иначе. Так, глава ведомства Николай Снопков заявил, что «очень правильно сформировался тренд по уменьшению материалоёмкости фактически по всем отраслям». В том числе и поэтому, считает министр, намеченный рост ВВП по итогам года в 5–5,5% вполне достижим.

При этом Николай Снопков добавил, что не считает важными показатели промышленного производства. Он пояснил, что в стране принят курс на сжатие внутреннего спроса, в среднем по промышленному сектору установлено обязательство экспортировать 65% произведённой продукции. Поэтому «если ориентированные на внутренний рынок предприятия припадут, чтобы диверсифицировать товарность в производстве или расширить рынки для реализации продукции», то это не вызовет беспокойства властей, заявил министр. 

Пока, впрочем, промышленность не «припадает». Если в январе-феврале рост в годовом исчислении составлял 6,3%, то по итогам первого квартала – 8,3%, что выше установленного на текущий год прогноза (увеличение промпроизводства на 6–7%). При этом запасы готовой продукции снизились с 48,9% на 1 марта до 46,4% на 1 апреля. 

Это оказало положительное влияние и на динамику регионального транспортного индикатора. По итогам марта абсолютное значение КАРГО-индекса составило 132,4%, что на 21 процентный пункт (п.п.) выше уровня февраля. Этот подъём связан отчасти с влиянием сезонного и календарного факторов. Поэтому более показательной является динамика транспортного индикатора, вычисленного по отношению к аналогичному периоду предыдущего года. И здесь можно отметить определённое улучшение. После провала февраля, когда КАРГО-индекс упал ниже отметки в 100%, в марте ему удалось вновь выйти в позитивную зону, а его значение по итогам месяца составило 101,3%. 

Небольшая прибавка темпа роста в марте зафиксирована и по важнейшему показателю работы белорусских железных дорог – объёму погрузки. В первом месяце весны увеличение в годовом исчислении составило 8,8% против 8,2% в феврале.

Однако число «точек роста» по-прежнему невелико, а уверенный лидер лишь один – нефтепереработка. Погрузка нефтяных грузов в марте в годовом исчислении увеличилась на 24%, а их доля в структуре КАРГО-индекса возросла по сравнению с тем же периодом 2011 года на 6,66 п.п., до 36,52%. Основу такого роста составляют поставки на экспорт. Данных по внешней торговле в марте пока ещё нет, но, по информации Белстата, в январе-феврале за рубеж было вывезено в 2,3 раза больше нефтепродуктов, чем в аналогичном периоде прошлого года. 

С определённой долей уверенности можно сказать, что это стало возможным не только благодаря увеличению поставок нефти из России на переработку, но и из-за действий властей. В том числе речь идёт об увеличении внутренних цен на топливо, определённых ограничений по его закупке. Как итог – белорусский рынок начал сжиматься, «высвобождая» объёмы для экспорта. Именно нефтепродукты приносят сейчас белорусской экономике значительные объёмы валютной выручки и содействуют укреплению экономики страны. 

Другие важнейшие для Белоруссии отрасли экономики, грузы которых входят в расчётную базу КАРГО-индекса, столь высокими результатами похвастать не могут. Например, в минусе находятся бывшие ранее в числе лидеров строительные грузы (падение погрузки на 9,5% в годовом исчислении, а доли в структуре транспортного индекса – на 5,8 п.п., до 48,69%). На перспективу говорить об изменении ситуации здесь не приходится. По данным Белстата, объём инвестиций в основной капитал по виду деятельности «строительство» продолжает снижаться. Их доля в общем объёме в первом квартале составила только 1,5% против 3,9% за январь – март 2011 года. 

В досье

Динамика КАРГО-индекса, %
4_1_tab.jpg

КАРГО-индекс по отношению к аналогичному периоду предыдущего года, %
4_2_tab.jpg

Структура КАРГО-индекса, %
4_3_tab.jpg
Автор: Юлия Громадская

Новости

1 ч
11 ч
11 ч
11 ч
12 ч
12 ч
17 ч
18 ч
2 д
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «КАРГО-индекс»