Подписка 1520 - PDF

Ребус электрички

Понедельник, 14.05.2012 в 00:00
Ребус электрички

Однако средств на это многие субъекты Федерации в 2011 году «не заложили», из-за чего убытки РЖД от пригорода составили порядка $326 млн. Это на 37,2% меньше, чем в 2010 году, но проблемы не решает. На безубыточный уровень вышли только 10 ППК. 

Между тем, по мнению президента ОАО «РЖД» Владимира Якунина, пригородные железнодорожные перевозки являются «очень привлекательной сферой деятельности», в том числе и для частных инвесторов. И компании удастся ликвидировать убыточность этого сегмента.

Правда, гарантировать безубыточность пригородных перевозок и сделать их привлекательными для инвесторов можно только после принятия закона о регулярных пассажирских железнодорожных перевозках в России. Он призван обеспечить 100-процентные возмещения за услуги. Однако пока этот документ до сих пор не принят.

«Пригородные железнодорожные перевозки убыточны, потому что, с одной стороны, в нашем государстве сложилось отношение к «пригороду» как к чему-то второстепенному, финансируемому по остаточному принципу, а с другой стороны, в регионах до сих пор не все руководители понимают, что именно они отвечают за регулирование пригородного сообщения», – сказал господин Якунин.  

Из 73 регионов, в которых осуществляется пригородное железнодорожное сообщение, только в девяти предусмотрена полная компенсация выпадающих доходов от перевозок пассажиров на 2012 год. При этом уже в 2013 году ППК планировалось вывести на безубыточность. 

По пути создания пригородной пассажирской железнодорожной компании решило пойти и правительство Украины. До конца 2012 года планируется разработать бизнес-план пилотного проекта создания пригородной железнодорожной компании на одном из направлений Киевского железнодорожного узла. 

Стратегия развития пригорода предполагает совместную ответственность властей и перевозчиков: власти области формируют социальный заказ на количество и маршруты перевозок людей, а предприятия-перевозчики – предоставляют услуги перевозок, получая за это оговоренную оплату.

Генеральный директор Государственной администрации железнодорожного транспорта Украины («Укрзализныця», УЗ) Владимир Козак убеждён, что формировать логистику транспортного сообщения в регионах нужно путём активного сотрудничества руководства областей и железных дорог.

«Мы обращаемся к местной власти с призывом разработать оптимальную схему организации регионального транспортного сообщения. Железные дороги совместно с местной властью должны определиться на местах, к какому ключевому пункту и каким образом будет осуществляться подвоз пассажиров – где остаётся электричка, где поедет маршрутное такси, где – автобус. Это общая европейская практика», – отметил он. 

Сейчас убытки УЗ от пригородной деятельности компенсируются в основном за счёт доходов от грузовых перевозок. В 2011 году убыток администрации от пригорода  увеличился на 10,9% по сравнению с 2010 годом и составил $386 млн. Основными причинами убыточности этого сегмента в администрации называют недостаточные компенсации за перевозку пассажиров, в том числе льготных категорий граждан, также низкие тарифы.  

И пока не заработала новая пригородная компания, что, как считают эксперты отрасли, произойдёт не раньше, чем через шесть лет, «Укрзализныця» отменяет ряд остановок поездов пригородного сообщения. В 2011 году уже отменено 92 остановки и в 2012 году планируется отменить ещё 36. По данным УЗ, украинские электрички наименее эффективно используются на Приднепровской и Одесской железных дорогах. 

Замена парка

В Молдавии поначалу хотели вовсе сократить внутреннюю сеть железнодорожного пассажирского сообщения. Ежегодно Железная дорога Молдавии (ЖДМ) терпит от пригородных перевозок убытки в размере $10 млн, что покрывается прибылью от грузоперевозок. В числе причин убыточности указывается эксплуатация нерентабельных железнодорожных вокзалов и пассажирских дизель-поездов. В начале года Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры Молдавии представило правительству страны свой проект по сокращению издержек железнодорожного транспорта. Предлагалось вывести из обращения половину электричек (сейчас в парке железной дороги 21 дизель-поезд), отменить ряд остановок и сократить персонал. Эти меры, по оценкам ведомства, позволили бы снизить затраты в отрасли не менее чем на $3,5 млн в год, 80% из которых составила бы экономия на топливе. 

Однако позже вице-министр транспорта и дорожной инфраструктуры Молдавии Валерий Чубук заявил, что ЖДМ не будет отменять пассажирские перевозки внутри республики и приостанавливать сообщение пригородных дизель-поездов. 

«Это дешёвый, а значит, доступный вид транспорта, в этом его главная социальная роль, учитывая, что железнодорожное сообщение связывает практически все крупные города Молдавии», – добавил он. 

Одним из возможных вариантов вывода ЖДМ на безубыточный уровень глава ведомства Анатолий Шалару считает приватизацию внутренних пассажирских перевозок. 

«Госпредприятие отстаёт сегодня от железнодорожных предприятий других стран региона на 15 лет. Залог успеха железных дорог стран Европы в том, что там провели нужные реформы, приватизировали то, что было нужно, и привлекли инвестиции», – уверен он.

Но пока единственной возможностью дальнейшего развития пригородного железнодорожного сообщения является замена устаревших дизель-поездов рельсовыми автобусами, более быстроходными и более экономичными (состоят от одного до четырёх вагонов). ЖДМ и Минтранс Молдавии в настоящее время готовят техническое обоснование для международных финансирующих организаций с целью получения кредита для покупки рельсовых автобусов. Средняя стоимость одного дизель-поезда в настоящее время на рынке составляет порядка $4–5 млн.

Белорусская железная дорога (БЖД) также решила сконцентрироваться на улучшении своего парка электричек. В рамках проекта дороги по внедрению нового формата пассажирских перевозок до 2016 года планируется приобрести 29 электропоездов, 20 дизель-поездов, 182 пассажирских вагона. Также предусматривается повышение скорости движения пассажирских поездов до 140–160 км/ч. 

Первым этапом внедрения в Белоруссии нового формата стало открытие в конце 2011 года регулярного движения электропоездов по четырём внутриреспубликанским направлениям. В прошедшем году швейцарская компания Stadler поставила в БЖД пять электропоездов семейства Flirt. Всего по контракту до конца 2012 года дорога получит десять таких поездов для внутриреспубликанского пассажирского сообщения.  

По словам начальника БЖД Анатолия Сивака, поезда региональных линий уже пользуются спросом у пассажиров – наполняемость в отдельные дни составляет 100%.

«Мы ставим задачу конкурировать не только с автомобильными пассажирскими перевозками, но и с личным автотранспортом граждан. Мы хотим обеспечить такие условия, когда человек пересядет из собственного автомобиля на железнодорожный транспорт», – подчеркнул он.

Реализовать это планируется в том числе за счёт сохранения уровня стоимости проезда.

Информация о том, какие убытки несёт БЖД от внутриреспубликанских пассажирских перевозок, не раскрывается. Однако известно, что прежде ежегодные убытки дороги от пассажирских перевозок составляли до $100 млн, компенсирующиеся от перевозок в международном сообщении. 

Тарифный вопрос

В Белоруссии тарифы на перевозки пассажиров пригородными поездами последний раз были увеличены в марте 2011 года – на 13,6%. До этого они сдерживались в течение более четырёх лет, что в условиях продолжающегося роста затрат привело к тому, что уровень окупаемости данных перевозок снизился до 20,4%. 

В Казахстане пригородными пассажирскими железнодорожными перевозками с 2004 года занимается «дочка» железнодорожной компании «Казахстан темир жолы» (КТЖ) – АО «Пассажирские перевозки». Перевозки полностью субсидируются из местного бюджета. Однако это до сих пор не смогло вывести компанию на безубыточный уровень. КТЖ не раскрывает своих данных об убытках от внутренних пассажирских перевозок за 2011 год, известно, что общие убытки АО «Пассажирские перевозки» составили порядка $30 млн. В связи с этим с апреля текущего года стоимость перевозки пассажиров в межобластном и пригородном железнодорожном сообщениях КТЖ увеличило на 10%. Последний раз компания повышала тарифы в 2010 году. Тогда стоимость билетов для пассажиров выросла также на 10%. 

На Украине с января 2012 года увеличились тарифы на проезд в электричках Приднепровской железной дороги. Рост составил 9%, причина увеличения – «необходимость обеспечения качественных услуг пассажирам». 

В России тарифы регионам предлагают пригородные пассажирские компании. Власти регионов в свою очередь устанавливают окончательный тариф на перевозку, чаще всего ниже экономически обоснованного уровня, а недостающую часть должны возмещать перевозчику.

Автор: Рина Мориц

Новости

7 ч
7 ч
7 ч
8 ч
8 ч
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «Государственное регулирование отрасли»