Подписка 1520 - PDF

Варианты разъехались

Понедельник, 23.04.2012 в 00:00
Варианты разъехались
Киргизско-немецкая компания Temir Royal AG представила проект строительства магистрали из Китая в Киргизию и далее в Узбекистан.

Маршрут может связать юг и север республики и выйти на Китай, сообщил сопредседатель компании Нурлан Курманбеков на заседании парламентской фракции «Ар-Намыс». 

«Стоимость проекта – 2 млрд евро. У нас уже есть инвесторы, и средств из бюджета нам не надо. Мы просим только предоставить в аренду эту землю сроком на 49 лет и некоторые налоговые преференции», – сообщил он.

По его словам, за компанией стоят несколько европейских финансовых групп, а её штаб-квартира находится в Берлине. Среди преимуществ проекта он отметил строительство дороги по европейским технологиям и окупаемость инвестиций за 15–20 лет. 

Одобрив проект киргизско-немецкой компании, фракция «Ар-Намыс» выступила против строительства Китаем аналогичной железной дороги. Депутат Турсунбай Бакир уулу считает, что предложение Temir Royal AG выгоднее предложения Китая.

«Во-первых, Китай, построив железную дорогу, просит в пользование природные ресурсы. Во-вторых, в проект Китая не входит строительство ветки Балыкчи – Кара-Кече. А нам она нужна, чтобы перевозить уголь по железной дороге», – отметил он.

Упоминая китайский проект, Турсунбай Бакир уулу имел в виду Китайско-Киргизско-Узбекскую железную дорогу (ККУЖД), строительство которой обсуждают вот уже второе десятилетие. Ещё в 1990-х годах чиновники обещали договориться с китайскими коллегами и за несколько лет построить железную дорогу. До сих пор идёт обсуждение предполагаемой ширины колеи, финансирования проекта и его стоимости.

Генеральный директор компании «Кыргыз темир жолу» Аргынбек Малабаев на заседании парламентского комитета по развитию отраслей экономики сообщил, что китайская сторона до сих пор настаивает на ширине колеи в 1435 мм.

Премьер-министр Киргизии Омурбек Бабанов включил строительство ККУЖД в перечень национальных проектов Киргизии и заявил, что дорогу начнут строить уже в этом году, а закончат в 2018-м. 

Президент Киргизии Алмазбек Атамбаев согласен с тем, что республике просто необходимо железнодорожное кольцо внутри страны, чтобы связать между собой север и юг, но, пока он является президентом, схемы «ресурсы взамен инвестиций» не будет. 

Между тем есть ещё один альтернативный проект строительства с шириной колеи 1520 мм с выходом на Казахстан и Узбекистан – железная дорога Чуй – Фергана. Предполагаемая стоимость строительства составит от $1,5 до 5 млрд в зависимости от выбранного маршрута. 

Директор Smart Business Solutions Central Asia Кубат Рахимов считает, что речь идёт не просто о предполагаемых проектах строительства дорог, а о будущем векторе развития Киргизии.

«Страна жила, живёт без транзитных дорог, может и дальше жить без них. Но важна цена вопроса. Так что нужна просто пауза. Считаю, что Киргизии не нужно ввязываться в дорогостоящие инфраструктурные проекты до определения своего стратегического курса – вступления в Таможенный союз и Единое экономическое пространство или сохранения условно многовекторного курса без вступления в блоки и союзы. Думаю, что два-три года будут важными и критичными для становления новой модели развития страны, а железнодорожная сеть Киргизии будет уже развиваться дальше исходя из выбранного курса – в надёжном союзе с Россией и Казахстаном или в неоднозначном партнёрстве с Китаем», – отметил эксперт.
Автор: Татьяна Максимова

Новости

17 ч
17 ч
17 ч
18 ч
Все новости

Реклама на сайте

Другие новости