Подписка 1520 - PDF

Лютый месяц

Четверг, 12.04.2012 в 00:00
Лютый месяц
В реальном секторе Украины продолжается торможение. Такого мнения придерживаются и официальные власти, и независимый транспортный индикатор. Впрочем, по мнению Минэкономразвития, складывающаяся ситуация носит временный характер и связана с аномальными погодными условиями февраля. Но лишь с морозами связать все возникающие сложности невозможно. 

По итогам второго месяца года абсолютное значение регионального КАРГО-индекса составило 99,5%. Это на 3,4 процентного пункта (п.п.) ниже уровня января. Отчасти замедление можно объяснить влиянием календарного фактора, так как февраль – самый короткий месяц в году. Но, вероятно, это не главная причина. Ведь, несмотря на високосный эффект, значение КАРГО-индекса осталось почти на том же уровне, что и в феврале 2011-го. Так, в годовом исчислении КАРГО-индекс прибавил лишь 0,1%. В январе, напомним, был рост в 2%. 

Замедляется и Индекс выпуска в базовых отраслях, который на Украине рассчитывается Нацбанком. По итогам февраля здесь отмечается увеличение только на 2,8% против 3,1% в январе по сравнению с аналогичным периодом 2011 года. Как отмечают в Нацбанке, драйвером роста Индекса выпуска стал высокий внутренний потребительский спрос. В январе реальная заработная плата населения увеличилась в годовом исчислении на 14,4%, в результате объём розничной торговли в феврале превысил уровень того же периода 2011 года на 15,4%. 

Но в других областях столь высокие результаты отметить сложно. Так, в промышленности в феврале вновь началось торможение. Если в первом месяце года объём промпроизводства увеличился в годовом исчислении на 2%, то во втором – только на 1,6%. Наиболее сильное замедление отмечается в обрабатывающих производствах – с 1,2% до 0,1%. Всё глубже «в минус» уходит одна из важнейших для Украины отраслей промышленности – металлургия (снижение производства по итогам февраля здесь составило 2,7%, в январе – 1,6%). Сложной выглядит и ситуация в строительной индустрии. Объём выполненных работ снизился в годовом исчислении за первые два месяца на 0,5%. В январе был рост на 2,5%.

«Причиной торможения стала аномальная погода – многие производства были остановлены, замёрзли порты. Однако мы учитывали такой риск, поэтому для ухудшения прогнозов (развития экономики. – Ред.) нет оснований», – заявил первый замглавы Минэкономразвития страны Вадим Копылов. Однако, по оценке Нацбанка, ВВП Украины в январе-феврале увеличился примерно на 2%, а в бюджете на 2012 год запланирован рост на 3,9%. 

Замедление в ключевых отраслях реального сектора экономики отразилось и на показателях работы железных дорог Украины. Объём погрузки в феврале снизился по сравнению с тем же месяцем прошлого года на 5,2% (в январе сокращение было на уровне 0,1%).

Серьёзный «провал» зафиксирован по углю – погрузка снизилась на 3,9%, а его доля в структуре КАРГО-индекса сократилась на 1,5 п.п., до 35,58%. Отчасти эти результаты обусловлены погодным фактором, но не только. Несмотря на все заявления властей о переводе «большой» энергетики на уголь, добывающие предприятия не могут в полной мере реализовать свою продукцию на внутреннем рынке. Например, по этой причине прекращена добыча на всех шахтах госпредприятия «Дзержинскуголь». Теперь руководство страны пытается урегулировать вопрос за счёт «малой» энергетики. Премьер-министр Николай Азаров заявил, что правительство занимается переводом котельного хозяйства на угольную смесь. Однако он признался, что на Украине созданы довольно большие запасы угля, а следовательно, в краткосрочной перспективе заметного улучшения ситуации с добычей ждать всё же не приходится.

Показатели погрузки других грузов, входящих в расчётную базу КАРГО-индекса, также не слишком высоки. В том числе в феврале погрузка строительных грузов продемонстрировала нулевой рост по сравнению с тем же периодом прошлого года. И это опять же, несмотря на високосный эффект. А доля «стройки» в структуре транспортного индикатора даже немного сократилась (на 0,01 п.п., до 16,28%). Между тем именно стройку власти страны на перспективу видят в числе основных точек роста. Сейчас, когда практически завершилась подготовка к чемпионату Европы по футболу – 2012, в показателях работы отрасли наблюдается спад. Вновь её вывести на высокий результат планируется за счёт реализации социальных инициатив, связанных с повышением доступности жилья (см. подробнее «Гудок-1520» № 6 2012 года). Однако одновременно власти рассматривают вопрос о введении налога на роскошь, под которой в том числе подразумеваются квартиры общей площадью от 120 кв. м и дома от 250 кв. м вне зависимости от числа и статуса проживающих в них людей, а также наличия невыплаченной ипотеки.

Из важнейших для украинской экономики грузов, которые входят в расчётную базу КАРГО-индекса, рост погрузки в феврале продемонстрировало только зерно (на 72,7%). В результате его доля в структуре индикатора прибавила сразу 3,73 п.п., до 8,86%. Такой результат во многом связан с тем, что Украина продолжает наращивать экспорт зерна урожая-2011 (по состоянию на 2 апреля поставлено за рубеж порядка 16 млн тонн). Но на фоне неблагоприятных погодных условий сохраняются серьёзные опасения по поводу урожая текущего года. В связи с потерями озимых министерство аграрной политики и продовольствия скорректировало прогноз по урожаю 2012 года до 45–50 млн тонн (в прошлом году – 58 млн тонн). Причём погибшую от холодов пшеницу аграрии будут заменять другими зерновыми. «У нас есть программа, как выходить из этой ситуации. Мы будем увеличивать посевы кукурузы, и экспортный потенциал Украины в 2012/13 маркетинговом году будет оставаться на высоком уровне», – заверил заместитель начальника департамента экономического развития и аграрного рынка ведомства Сергей Петренко.  

В досье

Динамика КАРГО-индекса, %
5_1_tab.jpg
КАРГО-индекс и Индекс выпуска по отношению к аналогичному периоду предыдущего года, %
5_2_tab.jpg
Структура КАРГО-индекса, %
5_3_tab.jpg


Автор: Юлия Громадская

Новости

10 ч
11 ч
11 ч
11 ч
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «КАРГО-индекс»