Подписка 1520 - PDF

Дрейф по краю

Четверг, 12.04.2012 в 00:00
Дрейф по краю
Ровно год назад Белоруссия столкнулась с масштабным кризисом, результатом которого стало чувствительное торможение экономики. Восстановление, как свидетельствует официальная статистика, до сих пор идёт сложно. На это указывает также динамика регионального КАРГО-индекса, который в феврале вновь ушёл ниже психологически важной отметки в 100%. Впрочем, существующие проблемы не мешают реализации сразу в нескольких ключевых отраслях масштабных модернизационных проектов.

По данным Белстата, за первые два месяца года ВВП страны увеличился в годовом исчислении на 3%, хотя в январе была прибавка на 3,6%. Таким образом, показатель за январь-февраль ещё больше отдалился от заложенного в официальном прогнозе уровня (подъём по итогам года – на 5–5,5%). Однако Международный валютный фонд рекомендует властям Белоруссии не стремиться к такому результату, так как это «не соответствует сохранению цели снижения инфляции». По словам главы миссии фонда в республике Криса Джарвиса, «есть очень хорошие перспективы восстановления экономики в 2012 году» и «недостижение роста ВВП в 5% не означает, что текущая политика является неправильной». 

Пока же негативные тенденции отмечаются также в динамике регионального КАРГО-индекса. По итогам февраля его абсолютное значение составило 111,4%, что на 1,8 процентного пункта (п.п.) ниже уровня января. Впрочем, тут свою роль сыграл календарный фактор. 

Более показательна динамика индикатора, рассчитанного по отношению к аналогичному периоду предыдущего года. В феврале значение КАРГО-индекса в годовом исчислении составило 99,4% против 106,6% в январе. Таким образом, после двухмесячного взлёта показатель оказался ниже 100-процентного уровня. Одной из основных причин наметившегося вновь торможения стала складывающаяся ситуация в промышленности. В январе-феврале объём промпроизводства возрос на 6,3%. Это входит в рамки прогноза (6–7% по итогам года), но несколько ниже январского результата – рост на 6,6%. При этом данные по запасам готовой продукции (на 1 марта они достигли 48,9% к среднемесячному объёму производства против 45,8% в январе) свидетельствуют, что отчасти работа идёт «на склад». 

Снижаются темпы роста и у важнейшего показателя работы белорусских железных дорог – объёма погрузки. По итогам февраля прибавка по отношению к тому же периоду 2011 года составила только 8,2% против 16,1% в январе. 

Наиболее заметно «просели» нефтяные грузы. Темпы роста их погрузки сократились почти в два раза – с 54% в январе до 28,6% в феврале. Впрочем, здесь свою роль играет статистический эффект, так как сравнение ведётся с относительно высокой базой минувшего года. Напомним, в январе 2011 года поставки российской нефти на переработку в Белоруссию практически не производились из-за незаключённых контрактов. В дальнейшем ситуация выправилась.

В то же время доля «нефтянки» в структуре КАРГО-индекса растёт – в феврале 2012-го по сравнению с тем же периодом 2011 года на 8,15 п.п., до 35,89%. Это является косвенным подтверждением усиления зависимости белорусской экономики от нефтепереработки. 

В целом, по данным концерна «Белнефтехим», за последние 15 лет объёмы нефтепереработки в стране возросли почти в два раза, до прогнозируемых на 2012 год 23 млн тонн. Причём предприятия индустрии повышают загрузку мощностей, параллельно модернизируя производство. Так, недавно на Мозырском НПЗ были  реконструированы технологические печи, что, по данным предприятия, позволит получить годовой экономический эффект в размере 18 тыс. тонн мазута (в денежном эквиваленте – свыше $4 млн). Не отстаёт и другой крупный НПЗ – «Нафтан». Первый вице-премьер Белоруссии Владимир Семашко сообщил, что «несмотря на все проблемы и кризисы каждый год завод вкладывает в модернизацию от $150 млн до $200 млн». Сейчас глубина переработки здесь составляет 72%, что выше, чем на ряде российских и украинских НПЗ. К концу 2015 года, по словам Семашко, стоит задача «увеличить мощность до 12 млн тонн в год (сейчас порядка 10,8 млн тонн. – Ред.) с глубиной переработки 92–93%».

Помимо нефтяных грузов, рост погрузки и доли в феврале по отношению к тому же периоду 2011 года зафиксирован лишь по лесным грузам (на 2,5% и на 0,06 п.п., до 1,97%). Но и тут отмечается торможение. По остальным грузам, включённым в расчётную базу КАРГО-индекса, идёт снижение. 

В том числе продолжается падение объёмов погрузки грузов, связанных со строительной индустрией. Непосредственно по строительным грузам в феврале был провал на 12,6%, сократилась и их доля в структуре транспортного индикатора (на 6,69 п.п., до 48,52%). Изменения ситуации здесь ждать не приходится – объём строительно-монтажных работ с каждым месяцем сокращается всё больше (падение в феврале в годовом исчислении на 15,5% против 14,8% в январе).

Снижается также погрузка цемента (в феврале на 6,4%), что сказывается на его доле в структуре транспортного индекса (она сократилась на 0,02 п.п., до 0,37%). Однако здесь звучат обнадёживающие заявления. По словам замминистра архитектуры и строительства республики Сергея Ласточкина, во втором квартале планируется ввод в эксплуатацию новых технологических линий на трёх крупнейших цементных заводах страны. В результате объёмы производства цемента на них увеличатся в два раза. «Мы планируем выпускать около 10 млн тонн цемента в год», – сказал Сергей Ласточкин.

Качественный рост ряда отраслей экономики должен сыграть свою роль в достижении целевых прогнозов по внешней торговле, так как направлен в том числе и на повышение конкурентоспособности белорусских производителей на зарубежных рынках. Правительство ожидает, что уже в этом году будет зафиксировано положительное сальдо в размере 2,3–2,7% ВВП против дефицита в 5,7% ВВП в 2011 году и 19,9% ВВП в 2010 году. Но если достичь этого не удастся, а отрицательное сальдо будет выше 5% ВВП (порог определён в постановлении Минэкономразвития), то в Белоруссии, вероятно, могут начаться новые проблемы. Тем более что «подушка безопасности» в виде золотовалютных резервов будет постепенно таять (с 1,9 месяца импорта в 2011 году до 1,5–1,7 месяца в нынешнем, согласно прогнозу), всё дальше отдаляясь от уровня, обеспечивающего экономическую безопасность (не менее трёх месяцев импорта). Напомним, что и прошлогодний кризис был спровоцирован разрывом в торговом балансе и нарастающим дефицитом валюты внутри страны.

В досье

Динамика КАРГО-индекса, %
4_1_tab.jpg
КАРГО-индекс по отношению к аналогичному периоду предыдущего года, %
4_2_tab.jpg

Структура КАРГО-индекса, %
4_3_tab.jpg
Автор: Юлия Громадская

Новости

34 м
1 ч
1 д
2 д
2 д
3 д
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «КАРГО-индекс»