Подписка 1520 - PDF

Защитная стена

Пятница, 16.03.2012 в 00:00
Защитная стена
Официальный Киев больше не даёт радужных прогнозов относительно сценариев развития ситуации в экономике. По словам премьера Николая Азарова, негативные процессы на внешних рынках уже оказывают влияние на реальный сектор. Об этом же свидетельствует транспортный индикатор. Сгладить острые углы планируется за счёт внутренних резервов, прежде всего стимулирования стройкомплекса. 

Ещё недавно правительство Украины обещало, что итоги текущего года превзойдут прошлогодние достаточно уверенные результаты. Последние же заявления президента и премьер-министра не столь оптимистичны. «В экономическом плане год будет очень непростым», – сказал глава государства Виктор Янукович. Премьер Николай Азаров более конкретно обозначил актуальные проблемы. «Европа не справляется с долговым кризисом быстро и эффективно. Азиатские рынки тормозят развитие, а значит, ни финансовых ресурсов извне, ни благоприятной конъюнктуры для товаров традиционного украинского экспорта ждать не приходится», – заявил он, добавив, что анализ итогов января подтверждает это. 

В том числе продолжилось торможение темпов роста Индекса выпуска в базовых отраслях, который рассчитывается на Украине Нацбанком. В январе показатель прибавил 3,1% против 5% в предыдущем месяце. Зато в промышленности после декабрьского снижения на 0,5% зафиксирован рост на 2%. Впрочем, это в три раза ниже, чем прогнозировал бывший ещё недавно главой Минэкономразвития Андрей Клюев (его оценка – 6%). А в достигнутом 2-процентном росте значительную роль сыграл непрогнозируемый фактор погоды: из-за морозов объём производства и распределения электроэнергии, газа и воды увеличился на 3,4%. Такие же темпы роста продемонстрировала добывающая промышленность. 

В обрабатывающих производствах наблюдается подъём лишь на 1,2%. Причём одна из важнейших для украинской экономики индустрий – металлургия – остаётся в минусе, хотя «провал» немного сократился (с 4,7% по итогам декабря до 1,6% в январе). 

Транспортный индикатор, на динамику которого ситуация в энергетике не оказывает решающего влияния, первый месяц года завершил не на высоте. По итогам января абсолютное значение КАРГО-индекса составило 102,9%, что на 27,1 процентного пункта (п.п.) ниже декабря. Отчасти это объясняется влиянием сезонного и календарного факторов – в январе традиционно наблюдается снижение по сравнению с декабрём. Но нынешнее сокращение – это рекорд для этого периода.

Замедление темпов роста зафиксировано и при анализе КАРГО-индекса, освобождённого от влияния сезонного и календарного факторов. В январе значение индикатора, рассчитанное к тому же периоду 2011 года, составило 102% (в декабре – 119,4%). 

Динамика КАРГО-индекса связана с важнейшим показателем работы украинских железных дорог – объёмом погрузки. В январе в годовом исчислении он уменьшился на 0,1% (в декабре был рост на 9,1%).

Из шести важнейших для реального сектора экономики Украины грузов, входящих в расчётную базу транспортного индекса, наиболее значительные потери несёт уголь (здесь погрузка сократилась на 11,4%), что, вероятно, связано со сложными погодными условиями. Снижение погрузки сказалось на доле данного груза в структуре КАРГО-индекса – она сократилась по сравнению с январём 2011 года на 5,53 п.п., до 35,84%. 

Уменьшилась и погрузка чёрных металлов (на 1,4%), а их доля в структуре КАРГО-индекса снизилась на 1,6 п.п., до 26,2%. Производители стали отмечают ухудшение из-за морозов ситуации с поставками металлолома на свои предприятия. Но положение не критично, так как спрос на готовую продукцию невысок из-за неблагоприятной конъюнктуры на внешнем рынке. 

Впрочем, по ряду грузов в январе 2012 года был зафиксирован прирост погрузки. Лидером пока ещё остаётся зерно. Его погрузка увеличилась в три раза, а доля в структуре КАРГО-индекса прибавила 5,8 п.п., составив 8,56%. Однако прогнозы по данному грузу достаточно тревожны. По последним данным правительства, в связи с засухой осенью минувшего года и сильными морозами начала нынешнего нужно пересевать озимые на площади около 3,5 млн га (всего под озимые засеяно 8,4 млн га). И это притом, что более точно потери можно будет оценить лишь после таяния снегов. «По оптимистическим прогнозам, мы рассчитываем собрать валовой урожай зерна около 50 млн тонн. По пессимистическим – 42 млн тонн», – сообщил министр аграрной политики Николай Присяжнюк. Для сравнения: в 2011-м собрано 58 млн тонн. 

Кроме зерна, в уверенном плюсе строительные грузы (погрузка выросла к январю прошлого года на 16,5%, а доля увеличилась на 1,66 п.п., до 13,22%). Именно «стройка», по мнению властей, должна стать драйвером роста экономики в ближайшем будущем. «Строительство способно держать нашу экономику на плаву в период, когда сбыт украинских товаров за границу затруднён. Поэтому ставлю задачу: вернуть докризисные объёмы жилищного строительства, которые составляли более 10 млн кв. м в год (в 2011 году – 9,5 млн кв. м. – Ред.)», – заявил Николай Азаров, добавив, что также должно быть построено и модернизировано более 
1 тыс. объектов инфраструктуры. 

Власти уже начали принимать меры по стимулированию спроса в жилищном строительстве. Как заявил Виктор Янукович, в мае начнёт действовать госпрограмма ипотечного кредитования под 2–3% годовых (сейчас – не менее 16%). Разницу банкам компенсирует государство.  

Однако политика стимулирования стройкомплекса лишь за счёт государственного ресурса несёт определённые риски. Это продемонстрировал и опыт соседней Белоруссии. Здесь также «стройка» была одним из основных драйверов роста, но лишь до тех пор, пока возникшие проблемы в экономике не привели к сокращению госфинансирования. 

В досье

Динамика КАРГО-индекса, %
5_shem_1.jpg

КАРГО-индекс и Индекс выпуска по отношению
к аналогичному периоду предыдущего года, %
5_shem_2.jpg

Структура КАРГО-индекса, %
5_shem_3.jpg
Автор: Юлия Громадская

ТЭГИ:

Новости

6 ч
6 ч
6 ч
7 ч
Все новости

Реклама на сайте

Другие новости