Подписка 1520 - PDF

Точки соприкосновения

Пятница, 16.03.2012 в 00:00
Точки соприкосновения
Российский транспортный индикатор ускоряет темпы роста. Но в феврале достигнутый результат во многом объясняется эффектом високосного года, а о реальном улучшении ситуации говорить рано. Неуверенную динамику демонстрирует и КАРГО-индекс Украины. На этом фоне неожиданным выглядит успех Белоруссии: антикризисные усилия властей рес­публики наконец начали давать результат. Но главной для трёх стран остаётся тема нестабильности мировой экономики, а на повестке дня стоит вопрос защиты собственных производителей. 

В феврале российский КАРГО-индекс прибавил по сравнению с тем же периодом 2011 года 9,7%, тогда как в январе был рост в 5,9%. Но одной из причин ускорения стал фактор високосного года. Если же провести расчёт показателя по 28 дням месяца, то рост (на 6,2%) не будет столь существенно превышать январский результат. 

Некоторые положительные изменения наблюдаются и в близком по своей экономической природе транспортному индикатору Индексе выпуска в базовых отраслях Росстата. Наиболее актуальные данные индикатора датируются январём – прибавка к тому же периоду прошлого года в 4,9%. После двухмесячного замедления темпы роста Индекса выпуска вновь начали ускоряться. Однако о реальном улучшении ситуации пока говорить всё же рано.

Динамика Индекса выпуска связана не только с прибавкой в промышленности (напомним: в январе увеличение производства в годовом исчислении составило 3,8% против декабрьских 2,5%), но и в другом важном сегменте. По данным Росстата, объём работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», в первом месяце года по сравнению с тем же периодом предыдущего увеличился на 11,7% (в декабре – на 6,7%). Строительный бум связан с активизацией работ по проектам с госучастием, и этот процесс, очевидно, не ограничится одним месяцем. 

Подтверждением этого служит и ситуация с погрузкой на сети российских железных дорог. В феврале строительные грузы по сравнению с тем же периодом 2011 года продемонстрировали рост сразу на 25,8%. В плюс вышли также и неф­тяные грузы (их погрузка возросла на 7,9%). Лидером же по темпам прироста погрузки в России вновь оказалось зерно (+36,8%). 

Впрочем, в целом динамику погрузки нельзя назвать положительной. В феврале в годовом исчислении прибавка составила 4,3% против 4,8% месяцем ранее. Во многом торможение связано со сложными погодными условиями, которые затрудняли работу железных дорог. В том числе по этой причине погрузка каменного угля увеличилась только на 1,9%. 

С осложнениями в виде плохо прогнозируемого погодного фактора столкнулась не только Россия, но и соседние страны. Например, на Украине морозы и вовсе стали одной из причин торможения регионального КАРГО-индекса. 

У Белоруссии же проблемы более масштабны – страна продолжает бороться с последствиями разразившегося ещё весной прошлого года внутреннего экономического кризиса. Долгое время информация о положении дел в республике не была обнадёживающей, о чём свидетельствовал и «провал» регионального КАРГО-индекса. Однако сейчас ситуация немного стабилизировалась, о чём свидетельствует в том числе достаточно бодрый тон правительственных чиновников, заявляющих, что самый сложный этап позади. Позитивные изменения можно отметить и при анализе регионального транспортного индикатора. По итогам января КАРГО-индекс возрос по сравнению с тем же периодом прошлого года на 6,6% (в декабре 2011 года – 5,6%). 

Антикризисные усилия белорусского руководства оценили и международные эксперты. Так, глава миссии МВФ Крис Джарвис отметил, что «власти в течение последних месяцев добились успехов в снижении инфляции и сокращении внешних дисбалансов». Для дальнейшей стабилизации ситуации фонд дал ряд новых рекомендаций Минску. В их числе ужесточение бюджетной политики, сдерживание роста зарплат, более быстрое и значительное повышение тарифов на услуги населению. «Эти меры и их жёсткость продиктованы ожиданием ухудшения ситуации на мировых финансовых рынках», – пояснил замминистра финансов Белоруссии Максим Ермолович. Впрочем, изменения на внешних рынках и без того уже не первый месяц вызывают беспокойство официального Минска. Ранее и Нацбанк, и Минэкономики страны заявляли о значительных рисках. Одним из наиболее актуальных из них является сжатие экспортных рынков.

Аналогичные опасения звучат также в Москве и Киеве. По некоторым экспортным товарам ухудшение ситуации уже заметно. Ещё в прошлом году сократился мировой спрос на чёрные металлы, которые играют важную роль в экономиках всех трёх стран. Сейчас «под удар» попали удобрения. Крупнейшие потребители – Индия и Китай – сокращают закупки. Белоруссия,  являясь одним из мировых лидеров на этом рынке, предложила план по минимизации ущерба, причём важную роль в нём отвела России. Президент Александр Лукашенко выступил с идеей создания «мощнейшего объединения» российских и белорусских производителей удобрений. По его словам, эта структура «будет влиять на цены на мировом рынке». Идею подобной кооперации Лукашенко собирается в ближайшее время обсудить с российским руководством. Но тут могут возникнуть определённые сложности. Минск настаивает, чтобы все продажи шли исключительно через белорусскую компанию.

В другой важной отрасли – неф­тепереработке –  Россия и Белоруссия могут ориентироваться на соседнюю Украину. Здесь импортёры уже занимают порядка 60% рынка. Внутренние производители, которым сложно конкурировать по цене и качеству с внешними поставщиками, неоднократно обращались к властям с просьбой ввести ограничительные пошлины. В начале минувшего года в этом направлении были подвижки. Мин­энерго Украины даже озвучивало примерный размер пошлин. Но потом Межведомственная комиссия по международной торговле заявила, что «национальные интересы не требуют применения к импорту специальных мер». Таким образом, положение внутренних производителей осталось без изменений, и нефтепереработка внутри страны сокращается. Компания ТНК-ВР с марта остановила работу на принадлежащем ей Лисичанском НПЗ (предприятие раньше намеченных сроков уходит на ремонт). Ранее сообщалось, что компания «ЛУКОЙЛ» остановила Одесский НПЗ для планового ремонта в декабре 2010 года (работа не возобновлена до сих пор). В целом на Украине сейчас работают лишь два из шести НПЗ. 

В досье

Динамика региональных КАРГО-индексов по отношению к аналогичному периоду прошлого года, %
4_shem_1.jpg

КАРГО-индекс (Россия) и Индекс выпуска Росстата по отношению к аналогичному периоду прошлого года, %
4_shem_2.jpg

Структура региональных КАРГО-индексов в январе 2012, %
4_shem_3.jpg
Автор: Юлия Громадская

ТЭГИ:

Новости

3 ч
3 ч
3 ч
3 ч
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «КАРГО-индекс»