Подписка 1520 - PDF

Шаг до реформы

Воскресенье, 04.03.2012 в 00:00
Шаг до реформы
Долгожданная реформа железнодорожной администрации Украины на низком старте. Парламент Украины утвердил два законопроекта, необходимых для начала реформы «Укрзализныци» (УЗ).  Документы разделяют функции управления акционерным обществом и регулируют особенности его создания.

Один из законов, «Об особенностях создания публичного акционерного общества железнодорожного транспорта общего пользования», регулирует условия создания публичного акционерного общества «Украинские железные дороги». Глава комитета Верховной рады по вопросам транспорта и связи Михаил Мироненко сообщил, что к повторному чтению законопроект оброс правками. Одно из изменений – решение создать на базе УЗ не государственное, как планировали ранее, а публичное акционерное общество. После вступления закона в силу форма собственности УЗ не изменится. Поменяется её организационно-правовая форма, что позволит оптимизировать деятельность предприятия, появится возможность активнее работать с долговыми и финансовыми инструментами. 

Парламент также утвердил законопроект «О внесении изменений в закон «О железнодорожном транспорте». Закон разделяет функции государственного и хозяйственного управления отраслью. Соавтор законопроекта, координатор реформы транспортной отрасли координационного центра по внедрению экономических реформ при президенте Украины Александр Кава пояснил, что функции государственного регулирования отраслью и контроля отходят к Министерству инфраструктуры и Государственной инспекции безопасности на наземном транспорте, а хозяйственные функции – ПАО «Украинские железные дороги». 

«Эта компания будет заниматься исключительно хозяйственной деятельностью, притом что 100% её акций будет принадлежать государству. Сейчас УЗ – суррогат государственного органа и управляющего госпредприятия, которое управляет шестью железными дорогами, являющимися отдельными юридическими лицами. Железных дорог в том виде, в котором они существуют сегодня, уже не будет», – отметил он.

По его словам, первостепенная задача – создать акционерное общество. После этого нужно решать вопрос выделения в дочерние компании профильных бизнесов – создавать грузовую компанию, пассажирскую компанию, пригородные компании. Также необходимо обеспечить чёткие и прозрачные правила взаимодействия между компанией, которая будет эксплуатировать инфраструктуру, и её дочерними компаниями. На решение всех юридических и организационных вопросов может уйти около года.

Реформа повлечёт за собой отказ от перекрёстного субсидирования. Изменение в этой области потребует создания эффективного механизма компенсации пригородного тарифа.

«Это задача не на один год, поскольку одномоментно отказаться от перекрёстного субсидирования не удастся. Это необходимая часть реформирования железной дороги. Если этого не делать, грузовой бизнес УЗ будет поставлен в менее выгодное положение, чем грузовой бизнес частных операторов», – уточняет координатор реформы транспортной отрасли координационного центра по внедрению экономических реформ при президенте Украины.

Генеральный директор УЗ Владимир Козак пообещал, что компания останется в государственной собственности и после реформирования.

Он считает, что необходимость изменения системы управления железнодорожным транспортом на Украине назрела уже давно.  УЗ создана как регулирующий государственный орган, но на самом деле выполняет функции хозяйственного управления. 

«Такой порядок и форма управления не понятны Европе и мировым финансовым учреждениям, именно поэтому мы должны привести статус УЗ в соответствие с сегодняшними экономическими условиями», – отметил Владимир Козак.

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) мгновенно откликнулся на одобрение Верховной радой законопроектов по реформированию и сообщил о своём желании выделить УЗ  дополнительное финансирование на обновление грузового подвижного состава в размере $62,5 млн. Деньги будут потрачены на покупку полувагонов и реализацию проектов по корпоратизации УЗ.

Директор ЕБРР на Украине Андре Куусвек отметил, что реформирование отрасли создаст необходимые условия для привлечения частного капитала в железнодорожный транспорт и повысит конкурентоспособность экономики Украины на мировом уровне.

«Создание вертикальных систем управления по видам деятельности и финансовая прозрачность позволят украинским железным дорогам выйти на новый уровень развития. Прогресс в реформировании отрасли будет способствовать расширению сотрудничества», – считает Андре Куусвек.

Напомним: УЗ пытаются реформировать вот уже несколько лет, в 2006 году эту тему подняли, но никаких продвижений не было. Теперь последнее слово за президентом Виктором Януковичем. Он должен подписать законы и запустить реформу в течение 15 дней.

В досье

Реформирование железнодорожного транспорта Украины запланировано реализовать в три этапа.

Первый этап начнётся в 2012 году. Будет создано единое публичное акционерное общество.
Автор: Татьяна Максимова

Новости

2 ч
9 ч
18 ч
19 ч
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «Реформа»

Суббота, 25.08.2018 в 00:41
Суббота, 21.07.2018 в 21:26
Суббота, 26.05.2018 в 23:12