Подписка 1520 - PDF

В режиме беспокойства

Воскресенье, 04.03.2012 в 00:00
В режиме беспокойства
Ситуация в экономике Белоруссии стабилизировалась. Об этом свидетельствует бодрый тон правительственных чиновников, а также позитивные результаты регионального КАРГО-индекса, который закрепился в плюсе. Но, возможно, праздновать победу над кризисом пока рано. «Стройка» – один из драйверов роста в прошлом – продолжает переживать нелучший период. Падают и объёмы выполненных работ, и показатели погрузки.

В феврале белорусское правительство выступило с заявлением о том, что самый масштабный в истории страны экономический кризис полностью преодолён. Об этом сказал первый вице-премьер Владимир Семашко. Он озвучил и прогноз на ближайшую перспективу. Ожидается, что по итогам I полугодия Белоруссия выйдет на темпы роста ВВП в 5–5,5%. 

Пока результат заметно хуже: за январь, по данным Белстата, основной макроэкономический показатель прибавил лишь 3,6%. Но хотя премьер Николай Мясникович и признаёт, что «есть определённые проблемы», страна, по его мнению, должна выполнить задание на пятилетку. Напомним: в соответствии с утверждёнными ещё до кризиса Всебелорусским народным собранием целями в 2011–2015 годах рост ВВП ожидается на уровне 62–68%, объёма промпроизводства – на 54–60%. Мясникович считает, что «2013, 2014 и 2015 годы должны быть периодом бурного развития экономики». 

Однако воплотить в жизнь это будет сложно. В ходе международного форума «Рынок капитала Республики Беларусь. Вызовы и возможности» Минэкономики и Нацбанк одновременно заявили о том, что в скором времени будут исчерпаны все преимущества девальвации национальной валюты (в 2011 году она обесценилась в три раза). «Без принятия дополнительных мер конкурентоспособность нашей экономики с её показателями энерго- и импортоёмкости вновь может оказаться под угрозой», – считает замглавы Нацбанка Сергей Дубков. Замминистра экономики Дмитрий Голухов назвал ещё целый ряд значительных рисков: ограниченный доступ белорусской экономики к внешним источникам капитала, ухудшение условий заимствования и сжатие экспортных рынков. 

Но пока эти угрозы ещё не оказывают серьёзного давления на экономику, на что указывает динамика регионального транспортного индикатора. По итогам января абсолютное значение КАРГО-индекса составило 113,2%. Это ниже уровня декабря 2011 года на 7,3 процентного пункта (п.п.), однако падение связано с влиянием сезонности, которое традиционно очень значительно в начале года. 

Между тем КАРГО-индекс, освобождённый от влияния сезонного и календарного факторов, продолжил подъём. По итогам января значение индикатора, рассчитанное по отношению к тому же периоду предыдущего года, составило 106,6% против 105,6% в декабре 2011-го. Таким образом, после провала июня – ноября прошлого года региональный КАРГО-индекс продолжает оставаться в положительной зоне и даже немного ускоряется. 

Это связано с результатами работы промышленности. В январе объём промпроизводства увеличился по сравнению с тем же периодом 2011 года на 6,6%, что входит в параметры официального прогноза (6–7%). 

Но надо отметить, что нынешний результат обеспечен лишь за счёт обрабатывающих производств (прибавка на 8,4%). А основной точкой роста здесь является нефтепереработка (+73,2%). Этот успех, в свою очередь, во многом связан с низкой базой сравнения. В январе минувшего года из-за незаключённых контрактов фактически не осуществлялись поставки российского сырья на белорусские НПЗ. 

Динамика в промышленности оказала влияние и на важнейший показатель работы железных дорог Белоруссии – объём погрузки. По итогам января он составил почти 6,8 млн тонн, что на 16,1% выше уровня того же периода предыдущего года. При этом лидером здесь также стали нефтяные грузы (+54%). В результате их доля в структуре КАРГО-индекса возросла сразу на 10,93 п.п., до 35,53%. 

Между тем продолжает фиксироваться снижение погрузки по удобрениям (–8,5%), что привело к сокращению их доли в структуре транспортного индикатора на 1,6 п.п., до 9,7%. Власти приняли решение оказать определённую поддержку данной индустрии. В соответствии с постановлением Минэкономики для производителей азотных удобрений установлена льготная стоимость газа (предельная максимальная цена за 1 тыс. кубометров в пересчёте на доллары США на уровне $218,24 против $275,87 для всех других категорий производителей). 

В числе значимых изменений в погрузке важно отметить также сокращение по грузам, связанным со строительной индустрией. Так, погрузка цемента снизилась в январе на 5,3%, а строительных грузов – на 9,8%. Это сказалось и на их доле в структуре КАРГО-индекса. И если «потери» цемента невелики (–0,04 п.п., до 0,3%), то строительные грузы утратили сразу 9,07 п.п., а их доля впервые с декабря 2009 года упала ниже отметки 50%, до 49,76%. 

Неожиданным этот процесс назвать сложно. Международный опыт свидетельствует, что строительная индустрия одной из первых и при этом достаточно остро реагирует на проблемы в экономике. Тот факт, что ситуация в строительстве в Белоруссии продолжает оставаться достаточно сложной (объём работ в январе снизился по сравнению с тем же периодом предыдущего года на 14,8%), может быть косвенным свидетельством того, что все последствия кризиса пока не преодолены, несмотря даже на оптимистичные заявления властей. 

В ближайшее время положительных сдвигов в «стройке» не ожидается. В феврале президент Белоруссии Александр Лукашенко утвердил государственную инвестпрограмму на 2012 год в размере 3,6 трлн белорусских рублей. Номинально размер её увеличен по сравнению с 2011 годом (2,5 трлн руб.), но надо учитывать, что страна пережила девальвацию. Структура программы довольно типична для кризисных и посткризисных периодов: в основном выделяемые средства пойдут на завершение уже начатых проектов, а не на старт новых. «Будет осуществляться строительство 303 объектов, из них 267 – переходящие из прошлого года и только 36 – вновь начинаемые. Это в том числе объекты, которые необходимо построить к чемпионату мира по хоккею – 2014. Раньше новых объектов в программу ежегодно включали по 80–100», – сказал начальник управления прогнозирования и анализа инвестиционной деятельности Минэкономики Белоруссии Сергей Трофимович. А это значит, что задел для уверенного роста в будущем создан не будет. 

В досье

Динамика КАРГО-индекса, %
4_shem_1.jpg
КАРГО-индекс по отношению к аналогичному периоду предыдущего года, %
4_shem_2.jpg
Структура КАРГО-индекса, %
4_shem_3.jpg
Автор: Юлия Громадская

Новости

5 ч
6 ч
6 ч
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «КАРГО-индекс»