Подписка 1520 - PDF

Праздничный набор

Понедельник, 20.02.2012 в 00:00
Праздничный набор
Правительство Украины рассчитывает, что в текущем году темпы роста экономики превзойдут прошлогодний достаточно высокий результат. Такое заявление премьер Николай Азаров сделал, несмотря на скептичные независимые прогнозы, – МВФ, например, предрекает Украине новые сложности. Но пока ситуация не выглядит критичной. И региональный транспортный индекс продолжает свой подъём.

Оценка роста украинского ВВП в 2011 году, опубликованная недавно Укрстатом, соответствует самым оптимистичным ожиданиям правительства – 5,2%. Хотя Нацбанк полагает, что прибавка была более скромной – лишь 5%, – это всё равно выше официального прогноза (Минэкономразвития страны предсказывало рост в 4,7%) и результата 2010 года (4,2%). 

Впрочем, поквартальный анализ свидетельствует, что в течение года ситуация была неровной, а высокий итоговый показатель достигнут лишь за счёт роста в I и III кварталах (на 5,3% и 6,6% соответственно). Во II квартале рост был на уровне  3,8%, торможение фиксировалось и в конце года – в октябре – декабре до 4,6%. 

Но ни этот факт, ни прогнозы экспертов не мешают властям надеяться на высокий результат в этом году. «Мы заложили 3,9% (рост ВВП в бюджет. – Ред.) по совету наших специалистов и кредиторов, однако я рассчитываю, что мы всё-таки выйдем на 5– 6%», – заявил Николай Азаров. То есть даже в сравнении с относительно высокой базой 2011 года Украине удастся не просто сохранить, но и ускорить темп роста.

Оптимизм официального Киева разделяют не все. В конце января постоянный представитель МВФ на Украине Макс Альер направил первому вице-премьеру Андрею Клюеву письмо, где говорится, что нужны «амбициозные меры», иначе и восстановление экономики, и финансовая стабильность страны «окажутся под угрозой». МВФ настаивает на укреплении государственных финансов. Речь идёт об увеличении налогов на доходы физлиц, ликвидации «налоговых ям» в сфере взимания НДС, а также специальных режимов налогообложения в отношении офшорных зон. Это обеспечит сокращение госдолга, который в 2010–2011 годах утроился, достигнув уровня почти в 40% ВВП против 12% в докризисном 2007 году. Также МВФ выступает за постепенное повышение цен на газ для населения и предприятий коммунальной тепловой энергетики до «полного возмещения стоимости ресурса». Кроме того, рекомендуется перейти к свободному курсообразованию. То есть позиция МВФ стала заметно более жёсткой.

О том, что проблемы есть, свидетельствует и динамика Индекса выпуска в базовых отраслях, рассчитываемого Нацбанком. В декабре индикатор возрос по сравнению с тем же периодом 2010 года на 5% после увеличения на 8,1% в ноябре. Торможение продолжается уже второй месяц подряд и связано с не слишком впечатляющими результатами в промышленности (об этом «Гудок-1520» писал в №1–2 за 2012 год). Лишь отчасти это можно объяснить тёплым началом зимы (производство электроэнергии, газа и воды сократилось в декабре на 5,3% в годовом исчислении). 

Впрочем, КАРГО-индекс, на динамику которого ситуация в энергетике оказывает меньшее влияние, пока выглядит чуть более уверенно. Абсолютное значение индикатора по итогам декабря составило 130%. Это на 3,6 процентного пункта (п.п.) ниже уровня ноября, что можно объяснить сезонным фактором – абсолютное значение в декабре традиционно снижается. Что же касается изменения КАРГО-индекса по отношению к предыдущему году, то тут пока продолжается рост. Значение транспортного индикатора, освобождённое от влияния сезонного и календарного факторов, в декабре составило 119,4% (в ноябре – 117%).

Изменения в КАРГО-индексе связаны с важнейшим показателем работы железных дорог Украины – объёмом погрузки. По итогам декабря она увеличилась по сравнению с тем же периодом 2010 года на 9,1%.

Из входящих в состав транспортного индекса грузов лидером роста вновь стало зерно. Его погрузка возросла в декабре на 61,5%, что привело к увеличению доли зерна в структуре КАРГО-индекса на 1,61 п.п., до 7,49%. Это объясняется не просто высоким урожаем прошлого года, но и интенсивным экспортом. По данным Укрстата, в 2011 году собрано 56,7 млн тонн зерна (рост на 44,3% к засушливому 2010 году), а поставки за рубеж, как ожидается, составят 26,2 млн тонн (на 1 февраля экспортировано уже 11,4 млн тонн, что на 62,5% больше показателя аналогичного периода прошлого года). 

Также в лидерах строительные грузы. Здесь погрузка выросла на 53,6%, а прибавка к доле в структуре КАРГО-индекса составила 1,71 п.п., до 21,42%. Ведущую роль в развитии строительной индустрии продолжают играть проекты, реализуемые с государственным участием. В том числе в прошлом году было отремонтировано и построено 1700 км дорог общего пользования (в 2010 году – 973 км), завершена реконструкция одного из терминалов столичного аэропорта Борисполь, начато строительство новых авиатерминалов во Львове, Донецке и Киеве. Кроме того, были открыты две спортивные арены. Но львиная доля всех работ была связана с подготовкой к Евро-2012, а значит, потенциал для дальнейшего роста сокращается.

Стабильный, пусть и не очень высокий результат демонстрирует также уголь (в декабре погрузка прибавила 3,3% в годовом исчислении). Впрочем, под давлением других лидеров в структуре КАРГО-индекса доля угля сократилась в последний месяц года на 4,39 п.п., до 34,68%. Это косвенно свидетельствует о том, что его значимость в реальном секторе экономики на фоне подъёма в других отраслях уменьшается. Однако в будущем всё может измениться. 

Переговоры с Россией по газу затягиваются, официальный Киев вновь заявляет, что необходимо повышать долю собственного «чёрного золота» в энергобалансе. С топливным вопросом связаны сейчас все ожидания властей. «Решая проблему по цене на газ, мы, по большому счёту, снимаем абсолютно все проблемы на 2012 год», – считает Николай Азаров.

В досье

Динамика КАРГО-индекса, %
5_1_shem.jpg
КАРГО-индекс и Индекс выпуска Нацбанка по отношению к аналогичному периоду предыдущего года, %
5_2_shem.jpg
Структура КАРГО-индекса, %
5_3_shem.jpg
Автор: Юлия Громадская

Новости

11 ч
11 ч
11 ч
11 ч
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «КАРГО-индекс»