Подписка 1520 - PDF

Вместе вверх

Понедельник, 20.02.2012 в 00:00
Вместе вверх
Индикаторы России, Украины и Белоруссии, позволяющие через призму железнодорожного транспорта проводить анализ процессов в реальном секторе экономики, держатся в позитивной зоне. Но рост сейчас обеспечивают лишь несколько индустрий. При этом, даже если события будут развиваться по благоприятному сценарию, вариантов того, что эффект будет долгосрочным, не много. Цифры преподнесут сюрприз – в ключевых отраслях начнётся сравнение с относительно высокой базой прошлого года. 

Период спада, который российский КАРГО-индекс переживал с июня 2011 года, остался позади. К началу зимы региональному транспортному индикатору, рассчитанному по отношению к аналогичному периоду предыдущего года, удалось преодолеть психологически важный 100-процентный барьер. По итогам января индекс, освобождённый от влияния сезонного и календарного факторов, удержался в позитивной зоне – его значение составило 105,9%. И, хотя это несколько ниже декабрьского уровня (106,3%), сам факт того, что показатель по-прежнему демонстрирует рост, внушает определённый оптимизм. 

Основной движущей силой КАРГО-индекса стали зерно и «стройка». Погрузка зерна выросла в январе на 72,2% к тому же периоду прошлого года, строительных грузов – на 27,7%, а цемента – на 20,9%. Именно эти грузы стали базисом, который позволил КАРГО-индексу остаться в плюсе.

Январское значение близкого по своей экономической природе транспортному индикатору Индекса выпуска в базовых отраслях, который вычисляется Росстатом, ещё не известно. В декабре его рост замедлялся (до 4,6% по сравнению с 5,7% в ноябре), что связано с не слишком убедительными результатами в промышленности. Здесь в последний месяц года был зафиксирован рост лишь на 2,5% против подъёма на 3,9% в ноябре. 

Опубликованная на днях информация об уровне промышленного производства за январь была более позитивна – рост на 3,8%. И здесь, как и в случае с КАРГО-индексом, значительную роль сыграла строительная индустрия. В целом по обрабатывающим производствам наблюдается подъём на 4,8%. При этом, например, производство строительного кирпича выросло на 23,4%, цемента – на 26,4%, бетонных блоков – на 76,6%, железобетонных конструкций – на 18,8%.

Что касается развития ситуации в соседних Украине и Белоруссии, то здесь также пока региональные транспортные индексы пытаются удержаться на плаву. Впрочем, наиболее свежая информация для этих стран ещё датируется декабрём 2011 года. Однако интересно, что, как и в России, к концу минувшего года на Украине и в Белоруссии наметилось определённое оживление. 

Например, в Белоруссии региональный КАРГО-индекс «выпрыгнул» в плюс, чего не наблюдалось уже давно – республика продолжает переживать последствия самого масштабного за свою историю экономического кризиса. По итогам декабря значение транспортного индикатора, рассчитанного по отношению  к аналогичному периоду предыдущего года,  составило 105,6% (в ноябре – 94,3%). 

Сама по себе динамика региональных КАРГО-индексов всех трёх стран  выглядит достаточно позитивно. Однако при детальном анализе видно, что успех базируется лишь на отдельных отраслях экономики и росте погрузки связанных с ними грузов.

На Украине, как и в России, подъём обеспечен за счёт «стройки» и зерна. 

Между тем активизация в строительной индустрии этих стран связана с подготовкой к проведению важных международных мероприятий, то есть не может носить долгосрочный характер. И если до Олимпиады в Сочи осталось ещё несколько лет, то саммит АТЭС во Владивостоке назначен уже на сентябрь 2012 года, а чемпионат Европы по футболу, матчи которого пройдут в Киеве, Донецке, Харькове и Львове, стартует уже в августе. То есть по этим проектам работы сейчас должны находиться в финальной стадии.

Впрочем, в России, как на днях сообщил министр регионального развития Виктор Басаргин, в настоящее время из 76 объектов, строящихся к саммиту АТЭС, треть готова чуть более чем наполовину. Отставание от графика означает, что в ближайшие месяцы будет идти навёрстывание упущенного. То есть возможен ещё один всплеск, но непродолжительный по времени. Однако уже к осени рост показателей, связанных со «стройкой», может сойти на нет, что связано и с завершением работ, и с выходом на сравнение с относительно высокой базой минувшего года.

По сходному сценарию может складываться и статистическая картина в сельском хозяйстве. Летом 2010 года Россия и Украина столкнулись с небывалой засухой, в результате которой погибла примерно треть урожая зерновых в каждой из них. В результате оба государства выбыли из числа стран, лидирующих на мировом рынке зерна: в России экспорт был запрещён полностью, а на Украине он в значительной мере ограничивался сначала квотами, а затем высокими пошлинами. В 2011 году масштабных природных катаклизмов не случилось, и удалось собрать достаточно хороший урожай зерновых. Власти обеих стран практически единовременно сняли все ограничения на экспорт. Это привело к значительному росту объёма погрузки зерна в процентном соотношении. Однако к середине лета текущего года эффект низкой базы останется в прошлом, а значит, зерно уже не сможет внести значительный вклад в показатели роста даже при условии, что будет собран урожай, сопоставимый с прошлогодним. 

Между тем в Белоруссии, ситуация в экономике которой всегда достаточно специфична, ранее подъём обеспечивался в значительной мере за счёт масштабного строительства. Но в прошлом году с началом кризиса в индустрии наметился серьёзный спад. 

Место «стройки» заняла «нефтянка», которая стала главным поддерживающим фактором. Но нынешний рост и тут основывается во многом на низкой базе предыдущего периода. В начале 2010 года Россия ввела 100-процентную экспортную пошлину на закупку Белоруссией нефти сверх квоты на внутреннее потребление. В результате приток сырья на белорусские НПЗ был значительно сокращён. 

В конце 2010 года Москва и Минск договорились об отмене пошлин, поставки российской нефти в Белоруссию в 2011 году были не только восстановлены до прежнего объёма, но даже немного увеличены. Однако в нынешнем году цифры не преподнесут сюрприза – поступление российской нефти на белорусские НПЗ хоть и возрастёт, но незначительно.  

В досье

Динамика региональных КАРГО-индексов по отношению к аналогичному периоду прошлого года, %
4_1_shem.jpg
Структура региональных КАРГО-индексов в декабре 2011 года, %
4_2_shem.jpg
КАРГО-индекс (Россия) и Индекс выпуска Росстата по отношению к аналогичному периоду прошлого года, %
4_3_shem.jpg
Автор: Юлия Громадская

Новости

9 ч
9 ч
10 ч
17 ч
17 ч
19 ч
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «КАРГО-индекс»