Подписка 1520 - PDF

Пути интеграции

Вторник, 14.02.2012 в 00:00
Пути интеграции

Но звучали и другие голоса. Так, один из делегатов заявил, что «нельзя противопоставлять единство сети железных дорог независимости республик».

Одни пеклись о суверенитете, других беспокоила несправедливость деления доходов МПС между железными дорогами. А кто-то уже был озабочен делёжкой имущества союзного ведомства.

Поэтому руководители отрасли не обошли на совещании и этот принципиально важный для всех вопрос – о собственности. Предлагалось закрепить всё имущество за железнодорожными предприятиями на правах полного хозяйственного ведения, а вагоны и контейнеры оставить в совместной собственности государств. 

Но появилась ещё одна острая проблема – несовпадение границ железных дорог и республик, объявивших имущество железных дорог своей собственностью. Как разделить рельсовую колею и станции? А может быть, и не надо делить, говорили участники совещания. Разумнее разработать взаимные обязательства по содержанию таких участков дорог. Пора учиться грузы возить сообща, а денежки считать врозь.

Но с грузами-то и были проблемы. А прогноз Минэкономики на ближайшее будущее не внушал особого оптимизма, он говорил о том, что объёмы перевозок на железнодорожном транспорте будут и дальше снижаться. Чтобы обеспечить условия для самофинансирования железнодорожного транспорта, следовало бы поднять железнодорожные тарифы как минимум в 6 раз. Но на это рассчитывать не приходилось. «Перед нами вновь стоит проблема выживания», – резюмировала коллегия МПС на последнем своём заседании.

Впрочем, эту проблему предстояло решать уже Министерству путей сообщения России и транспортным ведомствам новых независимых государств. История МПС СССР на этом закончилась. Начиналась новая история. 

Сбылись пессимистические прогнозы экономистов: объёмы перевозок на железных дорогах продолжали падать. К 1998 году общий грузооборот составлял 44%, а пассажирооборот – 60% от объёма железнодорожных перевозок бывшего СССР. 

Но могло быть и хуже, если бы железнодорожники не сумели сплотиться и взять на себя координацию работы главного транспорта, связывающего государства.

«Мы сознавали, что в условиях распада союзного государства образование самостоятельных железнодорожных администраций в странах СНГ и Балтии без общего координирующего органа может привести к полной дестабилизации перевозок, – вспоминает об этом в своих мемуарах министр путей сообщения РФ в 1992–1996 и в 2002–2005 годах Геннадий Матвеевич Фадеев. – Ибо парк вагонов оставался общим, контейнерный парк – общим, локомотивы независимо от политиков продолжали движение на длинных плечах с «забегами» в соседние государства, дальние пассажирские поезда по-прежнему шли через многие государства, и тарифная политика по инерции сохранялась прежней. Поэтому уже на второй день после назначения меня министром я обратился ко всем руководителям железнодорожных администраций государств Содружества с предложением собраться в Москве и создать межгосударственный орган по координации работы железных дорог. 

И в назначенное время – 25 января 1992 года – все они прибыли в Москву. В том теперь уже историческом заседании принимали участие главный инженер Азербайджанской железной дороги А.Г. Бабаев, начальник Армянской железной дороги А.А. Кандельян, начальник Белорусской железной дороги С.И. Шкапич, заместитель министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан Ю.В. Панов, начальник Бишкекского отделения Алма-Атинской железной дороги В.И. Звеков, главный инженер Молдавской железной дороги В.А. Столбов, начальник Душанбинского отделения Среднеазиатской железной дороги В.К. Давыдов, начальник Туркменской железной дороги Х.А. Ахмедов, начальник Среднеазиатской железной дороги В.М. Желтоухов, вице-президент Государственной администрации железнодорожного транспорта Украины В.М. Ярчук. 

На повестку дня был вынесен главный вопрос – о создании единого координирующего органа для управления железнодорожным транспортом бывшего Союза в условиях работы общим парком вагонов и контейнеров на основе единства технологии перевозочного процесса. Обсудив его, участники совещания подписали Соглашение об основных принципах эксплуатационной работы железных дорог стран СНГ в переходный период. Кроме того, было принято ещё одно решение. Ввиду особой его важности процитируем документ: 

«Учитывая специфику работы железнодорожного транспорта, считать необходимым создание Совета по железнодорожному транспорту СНГ, состоящего из глав администраций и органов управления железнодорожным транспортом государств Содружества, как высшего органа для рассмотрения и утверждения основных положений, обеспечивающих устойчивое транспортное обслуживание в условиях рыночных отношений в рамках СНГ. Решено также создать постоянно действующий исполнительный орган – Дирекцию Совета по железнодорожному транспорту».

На этой встрече стороны договорились и о главном – сохранении существующих принципов управления эксплуатационной работой железных дорог, – поручив российскому Министерству путей сообщения координацию деятельности железных дорог СНГ. При этом решено было сохранить все действующие на момент подписания Соглашения нормативные акты МПС СССР, регламентировавшие организацию перевозочного процесса, а также существующий порядок разработки графика движения и плана формирования поездов, а также взаиморасчётов между железными дорогами за выполненные перевозки.

Правда, это решение не имело юридической силы. Надо было утвердить его на Совете глав правительств Содружества. А перед этим заручиться поддержкой министров транспорта стран СНГ. Между тем у глав транспортных ведомств не было единой позиции по этому вопросу. Кое-кто считал, что железным дорогам не нужны никакие координирующие органы – это, мол, лишняя надстройка в условиях рыночной экономики. 

Но железнодорожники добились, чтобы в повестку очередного заседания глав правительств СНГ был включён вопрос об учреждении Координационного совета железнодорожного транспорта Содружества. 

Заседание это проходило 14 февраля 1992 года в Минске. Как ни кажется это удивительным, но вопрос был решён ещё до начала заседания. Стороны сумели договориться. А на заседании главы правительств государств – участников СНГ подписали «Соглашение о координационных органах железнодорожного транспорта Содружества Независимых Государств». 

Так был учреждён Совет по железнодорожному транспорту для координации работы сети железных дорог СНГ на межгосударственном уровне и выработки согласованных принципов деятельности. В него вошли главы железнодорожных администраций и представители транспортных ведомств не только государств СНГ, но и стран Балтии, а позже Финляндии, Болгарии. В качестве наблюдателя в работе Совета принимает участие Международная конфедерация профсоюзов железнодорожников и транспортных строителей.

Новости

1 д
1 д
2 д
1 д
Все новости

Реклама на сайте

Другие новости

Суббота, 22.09.2018 в 21:58
Суббота, 22.09.2018 в 21:54