Подписка 1520 - PDF

Опорная система экономики

Понедельник, 13.02.2012 в 00:00
Опорная система экономики
6_cit.jpgАриф Аскеров,
председатель закрытого акционерного общества
«Азербайджанские железные дороги»

Процесс вторичного обретения независимости Азербайджаном в 90-е годы прошлого века характеризуется скачками в общественно-политической жизни страны. Крах имперской политики, сопровождающийся распадом Советского Союза, стал доказательством беспомощности и слабости этой системы. В то же время  были созданы условия  для мобилизации народа к борьбе за создание демократических институтов. В Азербайджане, как и в других постсоветских республиках, на основе опыта демократических стран мира начались преобразования. Несмотря на конфликты и недостатки, происходящие за последние годы,  Азербайджан сохранил линию государственности. 

Экономика страны вступила в новую эру развития. Наряду с нефтяной промышленностью эта страна обладает прочной базой для развития лёгкой, тяжёлой и  аграрной промышленности. Для  интеграции этой молодой страны в международные структуры требовалось определённое время. Нынешний экономический курс, направления по его реализации придают уверенность в признании  его как мощного государства.   

Напомним, что в первые годы независимости железнодорожный транспорт, как и другие отрасли страны, находился в блокаде, что за короткий срок удалось устранить. Интегрируясь в  мировую транспортную систему,  «Азербайджанские железные дороги» были приняты в ряд международных транспортных организаций.  Так, с 1992 года  ЗАО «Азербайджан демир йоллары»  является членом Совета по железнодорожному транспорту стран СНГ и Балтии, основная деятельность которого направлена на координирование работы железнодорожного транспорта на международном уровне, развитие межгосударственных транспортно-экономических  связей, принятие нормативных документов в рамках своих полномочий. 

Несколько слов хочется сказать и об истории  зарождения «Азербайджанских железных дорог», к строительству которых приступили в конце девятнадцатого века. В 1847 году было начато бурение первой  скважины. С дальнейшим  развитием неф­тедобычи методом бурения и особенно с отменой откупной системы в начале 70-х годов нефтедобыча резко увеличилась. В условиях бурного роста нефтяной промышленности весьма актуальным стал вопрос об усовершенствовании транспортировки нефти. Перевозка нефти из основных районов её добычи (Сабунчи, Сураханы, Балаханы) на бакинские перерабатывающие заводы и в бакинский порт для отправки по Каспию в центральные районы России долгое время осуществлялась весьма примитивно, так называемым караванным способом, в деревянных бочках и бурдюках, число которых, по свидетельству старейших нефтяников, достигало 10 тысяч.

Дальнейшее развитие нефтяного дела задерживалось по причине перевозки нефти этим способом, что обходилось довольно дорого. Бакинские нефтепромышленники для получения всё больших прибылей были заинтересованы в строительстве железнодорожной линии и трубопроводов. Таким образом, без преувеличения можно сказать, что бакинская нефть, её промышленная разработка, породила рельсовую дорогу в Баку.

В  1878 году был издан указ о постройке железной дороги в Азербайджане по линии Баку – Сураханы – Сабунчи протяжённостью 20 км,  строительство которой было завершено  20 января 1880 года, после чего впервые в мире нефть стали перевозить в цистернах. Этот день вошёл в историю как день основания железной дороги Азербайджана.

По своему географическому расположению «Азербайджанские железные  дороги» находятся на пересечении главных международных транспортных коридоров. Благодаря этому Азербайджан и его транспортные коммуникации в течение многих лет успешно справляются со значительными объёмами транзитных и экспортно-импортных перевозок. Если поначалу, в первые десятилетия своего существования, дорога была тесно увязана с развитием неф­тедобычи и нефтепереработки, которыми славится Азербайджан, то во второй половине ХХ века она уже не только решала задачи динамичного многоотраслевого хозяйства республики, но и стала надёжным мостом, связывающим нас с соседними странами.

Развёрнутая длина главных путей сети ЗАО «Азербайджанские железные дороги» равна 2929,4 км, эксплуатационная – 2099,7, из них 804,7 км – двухпутные  линии. Электрифицированы 1271,4 км (это 60% общей эксплуатационной длины). 1650 км оборудованы автоблокировочной системой сигнализации.

На сети ЗАО «Азербайджан демир йоллары» действуют 176 станций. Две из них – Баладжары и Ширван – представляют собой крупные автоматизированные горочные сор­тировочные комплексы; 12 имеют контейнерные площадки с необходимыми механизмами и машинами; три станции (Кишлы, Гянджа и Хырдалан) производят операции с большегрузными контейнерами.

Масштаб значения  железнодорожной отрасли для Азербайджана  не требует каких-либо сверхубедительных аргументов. Всем ясно: в экономике республики нашей компании, обеспечивающей львиную долю грузовых и пассажирских перевозок, принадлежит исключительное место.

Наряду с другими отраслями железнодорожный транспорт не только играет важную роль в решении хозяйственных, экономических и стратегических задач, он – его работники различных специальностей, технологи, конструкторы, представители отраслевой науки – вносит существенный вклад в научно-технический прогресс. Труженики нашей компании прилагают все усилия ради процветания транспортной системы страны.

ЗАО «Азербайджанские железные дороги» стремится к взаимовыгодному партнёрству с коллегами из стран СНГ и Балтии, что  положительно отражается на нашей деятельности, приносит весомые практические плоды, служит благодатной почвой для общих успехов, дальнейшего укрепления сотрудничества коллективов стальных магистралей, взаимного доверия между ними.

Хочу отметить, что руководство республики оказывает нам большую помощь в оснащении современными техническими средствами для того, чтобы «Азербайджанские железные дороги» полностью удовлетворяли запросы на грузовые и пассажирские перевозки, добивались постоянного ощутимого роста их объёмов, обеспечивали безопасность движения поездов, укрепляли доверие партнёров к нашему акционерному обществу. Так, основные линии дороги оборудованы автоматической блокировкой. Западное  направление до границы с Грузией двухпутное и полностью электрифицировано.

Нами приобретены ряд перспективных машин компании «Жейсмар» (Франция). Эта техника успешно эксплуатируется при замене вышедших из строя железобетонных шпал. Теперь мы располагаем и двумя высокопроизводительными машинами для ремонта пути марки RM – 8 UHR и 09-32 CSM австрийской фирмы «Пляссер и Тойрер». Их применение дало ощутимые результаты: улучшилось состояние путевого хозяйства, повысилась безопасность движения. Полностью реконструировано Бакинское вагонное депо, что позволило охватить качественным капитальным ремонтом парк пассажирских вагонов всей дороги.

После модернизации Баладжарской промывочно-пропарочной станции работы на ней ведутся по новой технологии, обеспечивающей подготовку 250 цистерн в сутки. Цистерны очищаются как изнутри, так и снаружи.

Помимо приобретения новых локомотивов, мы продолжаем планомерно реконструировать локомотивные депо Баку и Баладжары. Наша цель – организовать на самом современном уровне капитальный ремонт электропоездов, электровозов, тепловозов и их основных узлов. Приоритетными считаем и работы по реконструкции и модернизации железнодорожных объектов.

Сдана в эксплуатацию фиброоптическая линия, входящая в систему сигнализации и связи на маршруте Баку – Беюк-Кясик. Планируется смонтировать КТСМ на двадцати станциях, обслуживающих главную магистраль.

Новости

15 ч
15 ч
16 ч
16 ч
Все новости

Реклама на сайте

Другие новости

Суббота, 22.09.2018 в 21:58
Суббота, 22.09.2018 в 21:54