Подписка 1520 - PDF

Пути интеграции

Понедельник, 13.02.2012 в 00:00
Пути интеграции
И работа Совета – яркое тому подтверждение. О его 20-летней истории уже написаны интересные книги. Сегодня мы предлагаем вниманию читателей отрывки из нового издания «Железные дороги, которые нас объединяют».

Границ много – сеть одна

В начале декабря 1989 года железнодорожники съехались со всех концов страны в Москву на Всесоюзное совещание, чтобы обсудить будущее отрасли в условиях перестройки и перехода к рыночным отношениям. Выступая перед представителями многомиллионного коллектива, председатель Совета министров СССР Н.И. Рыжков признал, что «в отношении железнодорожной отрасли явно прослеживалось желание уйти от острых вопросов, сгладить животрепещущие проблемы, отвернуться от реалий жизни, которые с особой силой выплеснулись сегодня, обнажили все недостатки уходящей системы хозяйствования».

Глава Совмина подчеркнул, что транспорт был, есть и будет той ключевой отраслью народного хозяйства, внимание и забота о которой должны проявляться постоянно со стороны государства. Он отметил три основных фактора, характеризовавших положение дел на железнодорожном транспорте в конце 80-х годов. Во-первых, стала падать престижность труда железнодорожников, на протяжении всей истории составлявших элиту индустриального сектора экономики страны. Во-вторых, сказывались отсутствие эффективных экономических рычагов и стимулов в управлении производственным процессом, половинчатость и незавершённость решений при переводе железнодорожных подразделений на принципы хозяйственного расчёта. Очевидно, что перенос экономической модели функционирования промышленных предприятий на железнодорожный транспорт без учёта его специфики оказался непродуманным. А в-третьих, усилилось отставание в развитии материально-технической базы железнодорожного транспорта – отсюда и снижение темпов наращивания пропускной способности на важнейших направлениях сети, дефицит подвижного состава. Всё это усугубляло старение активной части основных фондов предприятий по ремонту и обслуживанию подвижного состава.

Выступал на совещании и министр путей сообщения СССР Н.С. Конарев. По его словам, чтобы обеспечить развитие железнодорожного транспорта, на ближайшее десятилетие требуется огромная сумма – примерно около 150 млрд руб. капиталовложений. Государству это явно не под силу. Нужно искать выход. Прежде всего необходимо ликвидировать убыточность транспорта и отдельных видов перевозок. Так, например, на пригородных маршрутах тарифы не пересматривались десятки лет. Проезд на электричке на расстояние 12 км стоит всего… одну копейку. Между тем среднесетевая себестоимость 10 пасс.-км составляет более 8,1 копейки. Или взять метро (оно тогда входило в состав МПС): в Москве себестоимость проезда одного пассажира – 5,6 копейки, а в Ереване – 27 копеек. Но во всех городах билет стоит одинаково – 5 копеек. А проезд в поездах дальнего следования обходится пассажиру не дороже, чем бутылка вина. Стоит ли продолжать столь недальновидную политику?

Министр предлагал повысить тарифы на грузовые перевозки на 90% и на пассажирские – на 40%. Это дало бы отрасли 125 млрд руб. дополнительных доходов и практически обеспечило бы самофинансирование железнодорожного транспорта. Но поддержки он не нашёл. Кабинет министров СССР не пошёл на радикальное повышение железнодорожных тарифов, опасаясь возмущения народных масс. Да и пресса подняла по этому поводу большой шум, обвиняя МПС в попытке обобрать население. И, хотя цены вокруг стремительно росли буквально на всё, дорожали уголь, газ, электроэнергия, продукты питания, железнодорожные тарифы были по-прежнему низкими. Хотя непонятно было, как же отрасли остаться на плаву в бурном море рыночной стихии без повышения тарифов и субсидий со стороны государства. 

Так страна и отрасль вступили в завершающее десятилетие ХХ века. Десятилетие величайших потрясений, в результате которых была заново перекроена географическая карта, а на месте огромного Советского Союза появились новые государства.

В ноябре 1991 года состоялось последнее заседание коллегии МПС СССР. Газета «Гудок» 27 ноября опубликовала доклад первого заместителя министра путей сообщения СССР Г.М. Фадеева. Процитируем его, чтобы оценить всю сложность того периода:

«Железные дороги работают сегодня в непростых условиях. К сожалению, дестабилизационные процессы в стране нарастают. За 9 месяцев текущего года мы перевезли грузов на 264 млн тонн меньше, а пассажиро­оборот сократился на 37 млрд пасс.-км по сравнению с тем же периодом прошлого года. Прибыль из-за падения объёмов перевозок и роста цен на потребляемые ресурсы уменьшилась на 61%. Отрасль входила в 1991 год с дефицитом финансовых средств – 15,8 млрд  руб. Государство оказало ей помощь в размере 5,4 млрд руб. Сами железнодорожники тоже изыскали дополнительные источники и сократили дефицит ещё на 4,3 млрд руб. Однако полностью его восполнить не удалось. Сегодня не хватает средств на оплату подвижного состава и финансирование крупных строек – 3,6 млрд руб.». 

Новости

3 ч
Все новости

Реклама на сайте

Другие новости