Подписка 1520 - PDF

Поиск альтернативы

Среда, 25.01.2012 в 00:00
Поиск альтернативы
Железная дорога с колеёй 1520 мм на маршруте Чуй – Фергана решит сразу несколько проблем: объединит север и юг Киргизии, откроет доступ к месторождениям. А также, возможно, снимет напряжение в отношениях между Узбекистаном и Таджикистаном.

«Проект прост – соединить Чуйскую и Ферганскую долины путём строительства железной дороги с широкой колеёй. Дорога будет органичным продолжением железных дорог Казахстана, выйдет на сеть дорог Узбекистана и тем самым обеспечит строительство Центрально-Азиатского железнодорожного кольца», – рассказывает «Гудку-1520» директор Smart Business Solutions Central Asia Кубат Рахимов.

По его словам, появление железной дороги Чуй – Фергана допустит к разработке полезных ископаемых Киргизии Россию, Казахстан. Снизится транспортная  напряжённость  между  Узбекистаном и Таджикистаном, так как появится альтернативный железнодорожный  доступ к Ферганской долине.

Глава Дирекции по проектированию и строительству магистральных железных дорог «Кыргыз темир жолу» Канатбек Абдыкеримов считает соединение севера и юга республики важным шагом в развитии экономического потенциала Киргизии.

«Проект интересен, экономически обоснован со всех сторон и не несёт никаких угроз. Безусловно, он имеет право на жизнь. Для более подробного рассмотрения требуется проведение изыскательских работ для понимания всех его аспектов», – отметил он.  

Предполагаемая стоимость дороги составит от $ 1,5 до 5 млрд в зависимости от выбранного маршрута. Проект ненамного дороже строительства Китайско-Киргизско-Узбекской железной дороги (ККУЖД), стоимость которого «распухла» с $2 до $4 млрд.

ККУЖД – это альтернативный узкоколейный проект, который обсуждается в течение 16 лет и не двигается с места. 

Если дорогу построит Китай, то маршрут Хоргос – Жетыген потеряет часть заявленной грузовой базы в 15 млн тонн. Также в случае строительства ККУЖД доступ к многочисленным месторождениям получит китайская сторона.

Ранее «Гудок-1520» писал, что в счёт списания возросшего у Киргизии долга Китаю и киргизской доли в строительство дороги с колеёй 1435 мм Пекин предложил отдать ему в разработку месторождения золота Тереккан и Перевальное, алюминия Сандык и железной руды Жетим, к которым будет подведена ККУЖД. Однако цена месторождений во много раз превышает размер киргизского долга Китаю. Только в двух месторождениях – Тереккан и Перевальное – запасы золота оценивают в 47,5 тонны (примерно $3 млрд). Стоимость железа в месторождении Жетим Тоо составляет $3 млрд, алюминия в Сандыке – $15 млрд.

Ведущий научный сотрудник Географического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Юрий Голубчиков считает, что появление альтернативного маршрута до Ферганы и дальнейшее разветвление к основным месторождениям полезных ископаемых и крупным ГЭС  резко усилят их  инвестиционную привлекательность. 

«Идея создания транскиргизской меридиональной железной дороги Чуй – Фергана интересна, – отметил он. – В коммерческом измерении такие проекты, как правило, не приводят к прямой отдаче и всегда  нацелены на косвенный эффект – повышение деловой активности, развитие городов и регионов, которое потом обернётся ростом доходов населения и налоговых поступлений. Между тем дорога важна, в том числе и для сохранения целостности Киргизии».

По мнению руководителя службы стратегического планирования Ассоциации приграничного сотрудничества Александра Собянина, Россия и Евразийский союз могут за год-полтора построить железную дорогу Чуй – Фергана.

«Дорога свяжет сибирские регионы России и Казахстан с киргизской, с таджикской, узбекской железными дорогами. Железнодорожный проект оценивается киргизскими железнодорожниками и экономистами в достаточно скромную сумму – $1,5 млрд.

Инициаторами стартового проекта должны быть только два государства – Россия и Казахстан. При самом непосредственном и плотном участии Киргизии и Таджикистана. Только начав строительство меридиональной дороги, можно уже вести речь о привлечении крупных государств, таких как Китай, Индия, Пакистан и Иран, а также привлечении Евросоюза, Японии и США, которые в рамках международной комиссии ЭСКАТО поддерживают все подобные трансконтинентальные транспортные и инфраструктурные проекты», – отметил Александр Собянин.

В досье

Варианты маршрутов железной дороги Чуй – Фергана (ЖДЧФ):

1. (Бишкек – Луговая) – Маймак – Таласская долина – Токтогул – Таш-Кумыр (Джалал-Абад/ Ош); 
2. Бишкек – Балыкчы – Нарын – Казарман – Джалал-Абад – Ош; 
3. Бишкек – Суусамыр – Ош (вдоль автотрассы).

Варианты маршрутов проекта

Варианты маршрутов железной дороги Чуй – Фергана (ЖДЧФ):
14_2_cit.jpg
Автор: Татьяна Максимова

Новости

1 д
1 д
1 д
2 д
2 д
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «Запасной путь»

Воскресенье, 08.10.2017 в 00:34
Понедельник, 10.04.2017 в 06:20
Вторник, 24.01.2017 в 06:21