Подписка 1520 - PDF

Письмо отчаяния

Среда, 25.01.2012 в 00:00
Письмо отчаяния
Узбекская диаспора Таджикистана и группа предпринимателей из Хатлонской области республики направили коллективное письмо в адрес президента Узбекистана Ислама Каримова. В нём изложена их просьба разблокировать железнодорожные грузы, застрявшие на узбекской территории, которые направлялись на юг Таджикистана и в Афганистан.

По данным ГУП «Таджикская железная дорога» (ТЖД), к середине января наступившего года на территории Узбекистана скопилось 302 вагона, предназначенных для Хатлонской области на юге Таджикистана. Среди них 81 – с реактивным горючим для Афганистана, 72 – с мукой и пшеницей, 56 вагонов со строительными материалами и 30 – с ГСМ.

Как ранее сообщал «Гудок-1520», вагоны начали скапливаться на узбекских железных дорогах с 17 ноября прошлого года. Тогда узбекская сторона объясняла невозможность передачи вагонов на территорию Таджикистана поломкой моста на железнодорожной линии Амузанг – Хатлон, которая связывает узбекский город Термез с таджикским Кургантюбе. Чуть позже была озвучена версия о теракте, произошедшем на 31-м километре на мосту Галаба – Амузанг. 

Однако в Таджикистане этот факт расценили как очередной шаг к ужесточению экономической блокады со стороны соседней республики.

По словам предпринимателя из таджикского города Курган-Тюбе Эсанджона Мустафокулова, в направленном руководству Узбекистана письме говорится, что, если вагоны не будут разблокированы, их владельцы потребуют материальной компенсации за причинённый ущерб. Хотя сам Мустафокулов не верит в успешное решение проблемы.

«Узбекистан желает нанести урон экономике Таджикистана и тем самым привести к росту недовольства среди населения. Там не было взрыва, они создали проблему искусственно, потому что хотят создать экономическую блокаду крупнейшему региону Таджикистана – Хатлонской области», – считает предприниматель.

Следует отметить, что подобные «сюрпризы» уже не новы. В частности, в 2010 году железнодорожная блокада республики продолжалась около 10 месяцев. Тогда ущерб одной лишь ТЖД составил $20 млн, не считая общих потерь экономики Таджикистана. 

«Надо с помощью влиятельных международных организаций, международных судов заставить Узбекистан соблюдать взятые обязательства, компенсировать нанесённый ущерб», – убеждён Эсанджон Мустафокулов.

В свою очередь активистка узбекского общества Таджикистана Зебо Сатторова говорит, что коллективное письмо Исламу Каримову отправлялось и в прошлом году. Тогда его авторы требовали от узбекского президента изменить свою позицию относительно строительства Рогунской ГЭС и прекратить экономическую блокаду Хатлонской области. Однако, по её словам, узбекские власти никак не отреагировали на это послание. 

Между тем 11 января этого года глава миссии МВФ по Таджикистану Ари Айзен на пресс-конференции в Душанбе заявил, что железнодорожная блокада Таджикистана со стороны Узбекистана, а также споры относительно поставок узбекского газа в республику негативно влияют на её экономический рост. Тем не менее представитель МВФ оптимистичен в вопросе решения спора двух стран. «Ситуация нормализуется, поскольку поставки газа возобновились и подписаны газовые соглашения. Так же скоро закончится и железнодорожная блокада», – уверен Ари Айзен.

Между тем

16 января стало известно, что Узбекистан без объявления причин приостановил деятельность 9 из 16 таможенных пунктов на границе с Таджикистаном. Об этом заявил первый заместитель начальника Таможенной службы Таджикистана Негмат Рахматов.

По его словам, узбекская сторона уведомила Таджикистан о закрытии только некоторых постов и мотивировала это проведением ремонтно-восстановительных работ. «О закрытии остальных пунктов официально таджикская сторона не уведомлена», – отметил Рахматов. Он также напомнил, что согласно подписанному соглашению между Таджикистаном и Узбекистаном от 1992 года на границе между двумя странами должны функционировать 16 таможенных постов. Однако к настоящему моменту функционируют только 9 из них.

Между двумя странами с 2000 года функционирует визовый режим и отсутствует наземное и воздушное сообщение. А в конце прошлого года СМИ сообщили о дислокации дополнительных узбекских воинских контингентов на границе с Таджикистаном.
Автор: Маргарита Меньшакова

Новости

6 ч
6 ч
6 ч
13 ч
14 ч
16 ч
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «Спорная территория»