Подписка 1520 - PDF

Не до рекордов

Среда, 25.01.2012 в 00:00
Не до рекордов
Власти Украины считают, что в минувшем году страна завершила выход из кризиса. Оптимистичным заявлениям не помешал даже зафиксированный в декабре спад в промышленности, чего не наблюдалось с осени 2009 года. Региональный КАРГО-индекс пока ещё демонстрирует рост, но держится в основном на двух составляющих – строительных грузах и зерне. Между тем экспертные прогнозы неутешительны – в текущем году темпы роста украинской экономики будут далеки от рекордных.

В своём новогоднем обращении к украинцам президент Виктор Янукович отметил, что 2011 год был «без преувеличения определяющим». А премьер-министр Николай Азаров заявил, что Украине удалось «преодолеть глубочайший экономический спад, который очень многие считали приговором». Конкретные цифры он озвучил на одном из первых в новом году заседаний кабмина: рост ВВП в 2011 году ускорился и составил, по предварительной оценке, почти 5% против 4,2% годом ранее.  

Между тем ситуация в украинской промышленности далека от идеала. Нарастающим итогом рост промпроизводства по году составил 7,3% (против 11,2% в 2010-м). Период торможения начался осенью, в результате в ноябре к аналогичному месяцу 2010 года рост был на уровне лишь в 3,8%, а в декабре и вовсе отмечен спад на 0,5%. 

В остальных отраслях экономики ситуация более позитивна. Так, по итогам года объём выполненных строительных работ увеличился на 11,1%, сельское хозяйство прибавило 17,5% (против снижения годом ранее на 4,5% и 1,5% соответственно). 

Сельскохозяйственный бум в основном базируется на удачном урожае 2011 года (собрано 56,7 млн тонн зерна после доработки против 39,3 млн тонн годом ранее). А говоря о стройке, не стоит забывать тот факт, что значительная часть всех работ в отрасли связана с подготовкой к проведению чемпионата Европы по футболу. Именно в регионах, где запланированы спортивные мероприятия, и реализуется большая часть всех проектов (Киев, Донецкая, Харьковская и Львовская области). Но чемпионат состоится уже в текущем году, так что на перспективу в строительстве возможно замедление.

Впрочем, пока именно зерно и «стройка» держат на плаву региональный транспортный индекс, отражающий ситуацию не только в промышленности, но и в реальном секторе экономики в целом. Укрстат ещё не опубликовал данных по объёмам грузовых железнодорожных перевозок за декабрь, а поэтому подводить итоги года преждевременно. Но, опираясь на факт января – ноября, можно обрисовать общую картину.

По итогам ноября абсолютное значение регионального КАРГО-индекса составило 133,6%. Это немного ниже уровня октября (134,4%), но здесь скорее решающую роль играет сезонный фактор. Важно другое – индикатор находится существенно выше уровня того же месяца 2010 года (114,2%), а это, несомненно, позитивный сигнал. Но оптимизма украинских властей КАРГО-индекс не разделяет – он всё ещё находится намного ниже докризисной отметки (в ноябре 2007 года – 159,1%).

Более тревожные сигналы фиксируются при анализе динамики показателя, рассчитанного по отношению к аналогичному периоду предыдущего года, то есть освобождённого от влияния сезонного и календарного факторов. Если в январе КАРГО-индекс бил все рекорды (его значение по сравнению с тем же периодом 2010 года прибавило сразу 25,3%), то уже в феврале темпы роста начали серьёзно замедляться. Самым «низким» месяцем был сентябрь (рост лишь на 6,4%), потом наметилась небольшая коррекция. В итоге в октябре индикатор продемонстрировал прибавку в 11,5%, а в ноябре – 17%. 

Анализируя показатели погрузки на сети украинских железных дорог, можно нащупать плацдарм роста КАРГО-индекса. По итогам ноября погрузка увеличилась по сравнению с тем же периодом 2010 года на 10,5%, а в целом за 11 месяцев – на 8,5%. Абсолютными лидерами стали зерно (рост на 171,4% и 11,3% соответственно) и строительные грузы (14,9% и 14,8%). 

Но если зерну благодаря росту погрузки удалось увеличить и свою долю в структуре КАРГО-индекса (на 3,57 процентных пункта (п.п.), до 6,59%), то «стройка» потеряла позиции (на 5,37 п.п., до 26,2%). Объясняется это высокой долей строительных грузов в прошлом году, когда на фоне медленного посткризисного восстановления других отраслей реализация крупных проектов с господдержкой способствовала существенному росту значения данной индустрии в реальном секторе экономики.

Тем временем близкий по своей экономической природе транспортному индикатору Индекс выпуска, который вычисляется Нацбанком Украины, закрыл ноябрь в плюсе на 8,1%. Это меньше уровня октября, когда рост был в 11,4%. Таким образом, Индекс выпуска более глубоко, чем КАРГО-индекс, отреагировал на изменение ситуации в промышленности. Эксперты Нацбанка говорят, что этому способствовало в первую очередь изменение внешне-экономической конъюнктуры, негативно отразившееся на работе экспортоориентированных отраслей.

Вероятнее всего, этот фактор будет определяющим и впредь. Несмотря на заявление премьера Николая Азарова, что 2012 год «будет легче и лучше» предыдущего, власти Украины всё же не ожидают высоких достижений. Так, в проекте бюджета говорится о росте ВВП на 3,9% при инфляции в 7,9%. 

Международные эксперты прогнозируют ещё более низкие результаты. МВФ считает, что основной макроэкономический показатель увеличится на 2,5% при условии возобновления сотрудничества Киева с фондом. Такая же цифра содержится и в обновлённом прогнозе Всемирного банка (ранее говорилось о 5% роста). «Нынешний прогноз делается с как никогда большим количеством допущений. До сих пор непонятно, как будет развиваться мировая экономика и как на эти вызовы будет реагировать украинская власть», – пояснил директор Всемирного банка по Украине, Белоруссии и Молдавии Мартин Райзер.

В досье

Динамика изменения КАРГО-индекса, %
5_2_cit.jpg
КАРГО-индекс и Индекс выпуска по отношению к аналогичному периоду предыдущего года, %
5_3_cit.jpg
Структура КАРГО-индекса, %
5_4_cit.jpg
Автор: Юлия Громадская

Новости

6 ч
6 ч
6 ч
7 ч
7 ч
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «КАРГО-индекс»