Подписка 1520 - PDF

Утраченные иллюзии

Среда, 25.01.2012 в 00:00
Утраченные иллюзии
Пока весь мир готовился ко второй волне глобальных экономических потрясений, Белоруссия прошла через локальный кризис, аналогов которому в новейшей истории страны не было. Проблемы на валютном рынке, приведшие к беспрецедентной девальвации, не могли не отразиться на итоговых значениях основных макроэкономических показателей. В итоге реальный рост ВВП по году оказался почти в два раза ниже запланированного. Однако региональному КАРГО-индексу, который весь год фиксировал проблемы в реальном секторе, в декабре удалось «выпрыгнуть» в плюс. Поддержку оказала нефтепереработка, ведь приток российского «чёрного золота» в республику увеличился.

Власти страны неоднократно обещали, что к концу года все проблемы будут пройдены, а о тяжёлом валютном кризисе, вызванном во многом высоким отрицательным сальдо внешнеторгового баланса, останутся только воспоминания. Однако на практике всё случилось несколько иначе. Президент страны Александр Лукашенко признал, что, «хотя в 2011 году был рекордный приток экспортной выручки – более $35 млрд, заработанных денег всё равно не хватает, чтобы оплатить все (импортные. – Ред.) товары». 

Наблюдаемые весь год проблемы на валютном рынке повлекли и замедление экономики в целом. Указом президента на 2011 год был запланирован рост ВВП в 9–10%. В действительности, по данным Белстата, основной макроэкономический показатель, выраженный в белорусских рублях, прибавил лишь 5,3%. Это ниже не только официального прогноза, но и результатов 2010 года (рост на 7,7%). 

Итоги работы реального сектора белорусской экономики также были далеки от оптимальных. Аналогов российскому и украинскому Индексу выпуска в базовых отраслях в Белоруссии нет. Но региональный КАРГО-индекс позволяет проводить оценку ситуации через призму результатов работы железнодорожного транспорта.

В первые месяцы 2011 года абсолютное значение КАРГО-индекса находилось на достаточно высоком для этого календарного периода уровне. С мая, когда напряжение на валютном рынке достигло своего пика, а власти решились на девальвацию, начались достаточно резкие колебания индикатора. При этом зачастую его динамика была нетипичной, исходя из всей истории наблюдений. В 2011 году было даже зафиксировано несколько антирекордов (например, в июне по сравнению с маем показатель просел сразу на 14,3 процентных пункта (п.п.), а в сентябре по сравнению с августом – на 11,2 п.п.). Неожиданные результаты принёс и декабрь, который КАРГО-индекс закрыл на отметке в 120,5%, что лишь на 0,1 п.п. ниже уровня ноября. Обычно в последний месяц года индекс «проседает» более серьёзно.

Ещё более кризисная «лихорадка» прослеживается при анализе динамики транспортного индекса, рассчитанного по отношению к аналогичному периоду предыдущего года, то есть освобождённого от влияния сезонного и календарного факторов.

С весны отмечалось торможение темпов роста показателя, а в начале лета и вовсе начался спад, который длился почти до самого конца года. Лишь в декабре КАРГО-индекс неожиданно «выпрыгнул» в плюс, продемонстрировав рост по сравнению с тем же периодом 2010 года на 5,6%. 

Отчасти этот положительный всплеск можно объяснить низкой базой сравнения (в декабре 2010-го фиксировался спад на 3,4%). Но не только. Анализ показателей работы Белорусской железной дороги в части грузовых перевозок показывает, что успех стал возможен благодаря работе лишь одной индустрии – нефтепереработке.

В декабре в целом погрузка выросла по сравнению с тем же периодом предыдущего года на 15,2%. При этом погрузка нефтяных грузов увеличилась сразу на 47,7%. 

Благодаря этому значительно прибавила и доля «нефтянки» в структуре транспортного индикатора. В декабре она достигла уровня в 36,31%, что на 9,52 п.п. выше результата того же месяца 2010 года.  

При этом если проводить анализ в масштабе всего года, то можно отметить, что и тут именно «нефтянка» была главным поддерживающим фактором. При росте общего объёма погрузки в 2011 году на 7,5% нефтяные грузы прибавили сразу 29,6%. 

Впрочем, тут можно рассказать и о предыстории подобного роста. В 2010 году после введения Москвой 100-процентной экспортной пошлины на закупку Белоруссией нефти сверх квоты на внутреннее потребление (6,3 млн тонн) поставки из России сократились до 12,9 млн тонн «чёрного золота» (для сравнения: в 2009 году Минск закупил у своего соседа 21,4 млн тонн). В 2011 году экспортная пошлина была отменена. В результате согласно топливному балансу Россия должна была поставить на переработку в республику 21,7 млн тонн нефти. 

Приток российского сырья поддержал не только белорусские НПЗ, но и стал мощным стимулом для роста промышленного производства в целом. Оно увеличилось по сравнению с 2010 годом на 9,1%. А это даже входит в рамки официального прогноза, зафиксированного указом президента республики ещё до начала всех экономических бурь.

При этом по виду деятельности производство кокса, нефтепродуктов и ядерных материалов увеличение производства составило 18,8%. В том числе выпуск дизельного топлива возрос на 26,3%, а топочного мазута – на 26,5%. 

Но не факт, что в нынешнем году будет наблюдаться схожая картина. В соответствии с топливно-энергетическим балансом Союзного государства в 2012 году по трубопроводной системе поставки будут увеличены в сравнении с 2011 годом на 3,5 млн тонн, до 21,5 млн тонн. Кроме того, предусмотрена возможность поставок 2 млн тонн российского сырья по железной дороге. То есть поставки сырья увеличатся, но разница будет уже не столь существенной, как между 2011 и 2010 годами, то есть, переводя на язык цифр, резких скачков ждать не приходится. Хотя, если все планы по поставкам будут выполнены, то очевидно, что «нефтянка» по-прежнему будет играть роль первой скрипки в реальном секторе белорусской экономики.

Впрочем, говоря о прогнозах на 2012 год, власти республики довольно сдержанны. Так, в основу бюджета заложена оценка роста ВВП на уровне в 5–5,5% в эквиваленте национальной валюты. 

Международные эксперты ещё менее оптимистичны. Так, Всемирный банк считает, что ВВП республики в долларовом эквиваленте увеличится на 0,5%. В 2011 году, по оценке данной организации, рост составил 5%. 

В досье

Динамика изменения КАРГО-индекса, %
4_2_cit.jpg
КАРГО-индекс по отношению к аналогичному периоду предыдущего года, %
4_3_cit.jpg
Структура КАРГО-индекса, %
4_4_cit.jpg
Автор: Юлия Громадская

Новости

1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
7 ч
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «КАРГО-индекс»