Подписка 1520 - PDF

Кружным путём

Пятница, 09.12.2011 в 00:00
Кружным путём
Дочернее предприятие «Казахстан темир жолы» – АО «Казтранссервис» (КТС) – планирует изменить маршрут доставки зерна в Афганистан. 

Из-за постоянных простоев на узбекско-афганском погранпереходе Галаба – Хайратон КТС выступает с инициативой доставлять груз не кратчайшим маршрутом – через Узбекистан, а с использованием мультимодальной перевозки – через порт Актау в Иран и далее – через иранскую границу в Афганистан.

КТС договорился об ускоренном прохождении грузов с администрациями портов Актау и Амирабад (Иран), а также таможенным постом Догурум на иранско-афганской границе. Это позволит сократить время доставки зерна с 45 суток (при транзите через Узбекистан) до 11 суток. 

КТС планирует доставлять зерно в специализированных 20-футовых контейнерах производства российского «Абаканвагонмаша», а также использовать новые контейнеры, модифицированные алма-атинским заводом ТВЛ. 

Начальник управления грузовой и коммерческой работы КТС Бейсембай Жанбырбаев сообщил «Гудку-1520», что пока грузовладельцы не проявили интереса к новому маршруту. «Как только появятся заявки, мы готовы проработать вопрос об отправке», – отметил он. Представитель КТС рассказал, что существуют большие сложности транзита через Узбекистан: «Ежесуточно там простаивают по 7–8 поездов». По словам Бейсембая Жанбырбаева, КТС планирует закупить порядка 500 специализированных контейнеров для перевозок зерна. 

Директор экспедиторской компании «Бамбек» Мансур Расулов считает, что инициатива КТС доставлять зерно окружным маршрутом крайне непродуктивна. 

«Во-первых, под большие объёмы зерна, которые отправляются на экспорт, у КТС нет достаточного количества контейнеров. Во-вторых, казахстанские элеваторы не приспособлены для погрузки зерна в контейнеры, на станциях при элеваторах нет мощностей для погрузки контейнеров», – отметил он. По словам Мансура Расулова, об альтернативных маршрутах доставки зерна железнодорожники вспоминают в годы хорошего урожая: тем самым они оправдывают свою неспособность наладить отправки по уже существующему кратчайшему маршруту через Узбекистан. По мнению эксперта, корень проблемы лежит в том, что КТЖ неспособны контролировать возврат зерновозов, которые зачастую используются в том же Иране и Афганистане как склады временного хранения, до тех пор, пока зерно не будет реализовано. Из-за этого возникает искусственный дефицит вагонов.

«У Узбекистана, в свою очередь, есть возможность увеличить скорость доставки. Вопрос – в способности наших чиновников договариваться», – полагает директор компании «Бамбек». 

Проблема вывоза зерна в южном направлении действительно существует, отмечает аналитик компании «Казах-Зерно» Алимбек Габитов. Но, по его мнению, причина её кроется в том, что экспортёрам зерна невыгодно отправлять его в направлении Афганистана и Ирана, поскольку в этом случае они не получают от государства компенсации в размере $40 за тонну. Как уже ранее писал «Гудок-1520», власти Казахстана выплачивают компенсации за вывоз зерна в направлении черноморских и балтийских портов. 

«Компенсации получают несколько крупных экспортёров, которые держат монополию на отправки зерна через черноморские и балтийские порты. Мелкие трейдеры, которым остаётся южное направление, этих льгот не имеют», – отметил эксперт. 
Цифра номера
34
дня составит экономия времени в доставке зерна, если КТЖ удастся изменить логистическую схему перевозок в Афганистан через порт. Кроме того, грузовладельцы рассчитывают на государственные бюджетные субсидии из-за смены маршрута

Автор: Денис Виксне

ТЭГИ: КАЗАХСТАН | КАЗТРАНССЕРВИС | ДЕФИЦИТ | ЗЕРНОВОЗЫ | НОВЫЙ МАРШРУТ | ПОРТ

Новости

2 ч
3 ч
3 ч
3 ч
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «Спорная территория»