Подписка 1520 - PDF

Гонка преследования

Четверг, 08.12.2011 в 00:00
Гонка преследования
Власти Украины вновь говорят о замедлении в экономике. Оценка роста ВВП на будущий год понижена, по текущему году подтверждён прогноз, предусматривающий торможение по итогам IV квартала. И хотя пока Индекс выпуска Нацбанка и региональный КАРГО-индекс не фиксируют негативный тренд, в промышленности наметились проблемы. В первую очередь это касается основных экспортно ориентированных отраслей.

Ещё месяц назад официальные прогнозы украинских властей говорили о том, что к концу года ожидается заметное торможение в экономике. По данным главы Кабмина Николая Азарова, ВВП страны в октябре увеличился по сравнению с тем же периодом предыдущего года на 7,2%, а в целом за 10 месяцев рост составил 5,3%, то есть остался на том же уровне, который был зафиксирован в январе – сентябре. По итогам года правительство продолжает ожидать более низкого результата – 4,7%. 

Во многом это связано с негативной динамикой, наметившейся в промышленности. В октябре в годовом исчислении зафиксирован рост объёмов промпроизводства лишь на 4,7%. Это не только самый низкий показатель с начала этого года, но и с осени 2009-го. При этом в целом за январь – октябрь объём промышленного производства увеличился на 8,2%, хотя ещё месяцем ранее фиксировался рост на уровне в 8,6%, а по итогам января – августа – 8,9%.

Между тем транспортный индикатор Украины преподнёс приятный сюрприз. Но надо сказать, что замедление отмечалось им и ранее. В октябре же абсолютное значение показателя составило 134,4%, что выше итога сентября сразу на 6,1 процентного пункта (п.п.). Положительная динамика впервые за четыре месяца начала прослеживаться и  при анализе значений КАРГО-индекса, рассчитанных по отношению к аналогичному периоду предыдущего года. В октябре темпы роста индикатора ускорились, его значение, освобождённое от влияния сезонного и календарного факторов, составило 111,5%. Это выше уровня сентября (106,4%), августа (108,5%) и июля (110%).

Рост индекса во многом обеспечили показатели работы украинских железных дорог. Так, в октябре погрузка увеличилась на 7,5% к тому же периоду предыдущего года (для сравнения: месяцем ранее – на 6,3%, в августе – также 6,3%, а в июле – 6,4%).

Продолжил рост и Индекс выпуска в базовых отраслях, который на Украине рассчитывается Нацбанком. Значение этого индикатора, вычисленное по отношению к тому же периоду 2010 года, в октябре составило 111,4% против 110,5% в сентябре. 

Специалисты Нацбанка связывают нынешние результаты с успехами в сельском хозяйстве, где рост производства за 10 месяцев составил 25,6%. При этом, по данным на 1 ноября, в стране было собрано 50,5 млн тонн зерна, что на 29,9% больше, чем в тот же период засушливого 2010 года. На высоком уровне после отмены экспортных пошлин находится и показатель погрузки зерна на сети украинских железных дорог – в октябре он увеличился в годовом исчислении на 33,3%. В результате на 0,61 п.п., до 5,52%, выросла и доля данного груза в структуре КАРГО-индекса. 

Учитывая возросшее значение сельского хозяйства для экономики, власти уделяют ему всё большее внимание. Так, премьер Николай Азаров призвал Казахстан и Россию, на долю которых вместе с Украиной приходится около 20% мирового экспорта зерна, вернуться к идее создания трёхстороннего причерноморского зернового пула (об этом ещё в 2009 году говорила министр сельского хозяйства РФ Елена Скрынник). По словам главы Кабмина Украины, благодаря этому шагу можно было бы координировать экспортную политику и «зарабатывать на этом хорошие деньги». Это представляется важным ещё и потому, что каждое из государств в дальнейшем рассчитывает существенно повышать сборы урожая. Сама Украина в будущем планирует собирать по 80 млн тонн зерна в год (прогноз по этому году – 54–55 млн тонн). 

Помимо сельского хозяйства, положительное влияние на реальный сектор оказывает строительная индустрия. Объём выполненных работ в ней в январе – октябре увеличился по сравнению с тем же периодом минувшего года на 11,7% (месяцем ранее – 11,4%). При этом погрузка строительных грузов прибавила в октябре 12,2%. Впрочем, из-за пониженного весового коэффициента «стройки» её доля в структуре регионального транспортного индикатора сократилась на 4,67 п.п., до 26,51%.

В октябре также заметно выросла погрузка чёрных металлов (к аналогичному периоду прошлого года сразу на 12,5%, месяцем  ранее – лишь 4%). В итоге доля данных грузов в структуре КАРГО-индекса  возросла на 3,45 п.п., до 21,66%. Впрочем, прогнозы здесь скорее негативные. В условиях нестабильной ситуации на мировом рынке уже заметно снизился спрос на чёрные металлы. Как итог в металлургии рост производства в октябре составил 5,3% против 7% в сентябре.

И во многом именно негативные прогнозы относительно сценариев развития ситуации в экспортно ориентированных отраслях заставляют украинское руководство строить всё более осторожные планы на будущий год. Так, в соответствии с требованиями МВФ правительство пересмотрело оценку по ВВП, понизив её с 5,5% до 3,9%. Причём это уже вторая корректировка прогноза, заложенного в проекте государственного бюджета. Ранее Минэкономики рекомендовало рассчитывать бюджет исходя из оценки роста ВВП по 2012 году в 6,5%.

При этом международные эксперты дают ещё более скупые цифры. Так, по словам главы представительства МВФ на Украине Макса Альера, рост экономики страны в 2012 году не превысит 3,5%. Аналогичного мнения придерживаются и в ЕБРР, причём предупреждая, что в случае затяжной рецессии еврозоны рост ВВП Украины будет близок к нулевому. Правительство же заявило, что при эскалации кризиса в глобальном масштабе приоритетом станет поддержка внутреннего рынка. Впрочем, конкретные меры так и не озвучены.

В досье

Динамика изменения КАРГО-индекса, %
5_2_graph.jpg
КАРГО-индекс и Индекс выпуска по отношению 
к аналогичному периоду предыдущего года, %
5_3_graph.jpg
Структура КАРГО-индекса, %
5_4_graph.jpg
Автор: Юлия Громадская

Новости

23 ч
1 д
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «КАРГО-индекс»