Подписка 1520 - PDF

Точка опоры

Четверг, 08.12.2011 в 00:00
Точка опоры
Макроэкономическая статистика Белоруссии фиксирует всё более серьёзное торможение, а региональный КАРГО-индекс хотя и несколько укрепил свои позиции, но речь идёт лишь о попытке отыграть предыдущий провал. Ведь транспортный индикатор начал отмечать проблемы задолго до официальных данных властей. Между тем Международный валютный фонд выступил с новой порцией критики Минска. Зато Москва пошла на уступки в газовом вопросе, и теперь Белоруссия рассчитывает договориться ещё и об увеличении поставок российской нефти.

С момента входа в кризис белорусские власти пытались найти за рубежом помощь для преодоления сложившейся ситуации. Республике удалось заручиться поддержкой Пекина, однако выделенные кредиты в основном пойдут на реализацию совместных проектов, обязательным условием которых является участие в них китайских поставщиков. Так что в экстренном тушении бушующего в экономике пожара эти договорённости не слишком помогут.

Кроме того, ещё в конце мая республика обратилась за стабилизационным кредитом в МВФ. По словам главы Нацбанка Надежды Ермаковой, речь шла о $5–8 млрд. Но, похоже, в обозримой перспективе рассчитывать на это не приходится. «Мы не планируем переговоров по новой программе МВФ в этом году», – заявила постоянный представитель фонда в Белоруссии Наталия Колядина. При этом она отметила, что МВФ не видит «достаточных свидетельств твёрдости намерений властей по обеспечению стабильности и проведению реформ». 

Напомним, в текущем году Минск предпринял ряд шагов по либерализации экономики. В том числе был установлен рыночный курс национальной валюты и озвучены масштабные планы по приватизации. Но в начале ноября президент Александр Лукашенко выступил с критикой в адрес правительства за излишние, по его словам, движения в данном направлении. Конкретизировать он не стал, заявив лишь, что «если вы хотите всё и вся перевести на рынок, то для нас такая политика неприемлема». 

В условиях несогласованности действий властей макроэкономические показатели продолжают демонстрировать не самые высокие результаты. По итогам января – октября ВВП в годовом исчислении увеличился на 7% (за девять месяцев – 7,9%). Вице-премьер Сергей Румас заявил, что по итогам года рост может замедлиться и вовсе до 4,5%. При этом официальный прогноз (в Белоруссии он фиксируется в специальном указе президента) до сих пор говорит об увеличении ВВП на 9–10%, а Минэкономики ожидает роста в 5%. 

Региональный КАРГО-индекс, который начал фиксировать проблемы в экономике ещё в начале весны текущего года, в октябре предпринял попытку отыграть предыдущий провал. Так, по итогам месяца абсолютное значение индикатора составило 130,4%, что на 10,2 процентного пункта (п.п.) выше уровня сентября. 

Определённые улучшения наблюдаются также в динамике  КАРГО-индекса, рассчитанного по отношению к аналогичному периоду предыдущего года. По итогам октября освобождённое от влияния сезонного и календарного факторов значение транспортного индикатора составило почти 96%. Нынешний результат несколько лучше, чем в предыдущие два месяца (в сентябре – 91,7%, а в августе – 94,1%). Однако до психологически важной отметки в 100% всё ещё далеко, так что никакого перелома ситуации не произошло. 

Нынешняя коррекция КАРГО-индекса в основном связана с улучшением показателей работы белорусских железных дорог  – по итогам октября объём погрузки  увеличился по сравнению с тем же периодом предыдущего года на 4,7% (в сентябре был рост на 0,9%, в августе – на 2,2%). 

Произошло это даже вопреки падению погрузки строительных грузов (на 14,6%), формирующих значительную часть грузовой базы. В результате доля «стройки» в структуре КАРГО-индекса снизилась на 8,14 п.п., до 56,6%. А это является свидетельством того, что в условиях кризиса и дефицита средств на реализацию масштабных строительных проектов значение данной индустрии для национальной экономики падает. 

А основной точкой роста стала «нефтянка». Погрузка нефтяных грузов в октябре прибавила в годовом исчислении сразу 27,7%, а их доля в структуре КАРГО-индекса  выросла на 6,72 п.п., до 29,9%. И Белоруссия собирается наращивать объёмы нефтепереработки. В этом году основной поставщик сырья – Россия – должен предоставить республике 21,2 млн тонн нефти. По словам замминистра энергетики РФ Юрия Сентюрина, на будущий год Белоруссия хочет увеличить объёмы закупок до 23 млн тонн. Впрочем, пока нет уверенности, что соответствующие договорённости будут достигнуты. «Будем руководствоваться тем индикативным балансом, который был (утверждён ранее. – Ред.)», – сказал Сентюрин, напомнив, что, согласно документу, поставки нефти в Белоруссию прогнозируются в объёме 21 млн тонн. Но ситуация всё же может измениться. Посол России в Белоруссии Александр Суриков подтвердил заинтересованность российских нефтяных компаний в приватизации белорусских НПЗ. «Всё равно они на нашем сырье работают», – заметил он.

Косвенно о том, что это возможно, свидетельствуют и договорённости Москвы и Минска в газовой сфере. «Газпром» стал обладателем 100% акций «Белтрансгаза», – отчитался в начале декабря на встрече с премьер-министром РФ Владимиром Путиным глава компании Алексей Миллер. Покупка недостающего 50-процентного пакета обошлась «Газпрому» в $2,5 млрд, которые, по словам Миллера, уже перечислены «белорусским друзьям». 

Но кроме того что в экономику таким образом были «влиты» значительные средства, Россия пошла на существенные уступки Белоруссии в вопросах стоимости газа. Так, пересмотрены цены на поставленное во II полугодии текущего года топливо (до $244,8 за тыс. куб. м вместо цен III и IV кварталов в $279,16 и $305,72 соответственно). На 2012 год цена зафиксирована на уровне $165,6 за тыс. куб. м, а в 2013–2014 годах стоимость будет определяться по формуле, «привязанной» к внутрироссийским ценам.

Газовые договорённости, очевидно, окажут существенную поддержку белорусской экономике. Александр Лукашенко уже назвал их «благом для народа», заявив, что благодаря им страна будет экономить до $2,5–3 млрд в год на топливе. «Кроме того, они (Россия. – Ред.) дали нам кредит в $10 млрд на строительство АЭС», – отметил президент, сказав, что «впереди ещё ряд выгодных вопросов». 

В досье

Динамика изменения КАРГО-индекса, %
4_2_graph.jpg
КАРГО-индекс по отношению к аналогичному периоду предыдущего года, %
4_3_graph.jpg
Структура КАРГО-индекса, %
4_4_graph.jpg
Автор: Юлия Громадская

Новости

22 м
1 д
1 д
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «КАРГО-индекс»