Подписка 1520 - PDF

Штормовое предупреждение

Вторник, 22.11.2011 в 00:00
Штормовое предупреждение
Российский КАРГО-индекс преподнёс сюрприз. В октябре он начал отыгрывать утраченные за последние пять месяцев позиции. Однако на стабильный рост надеяться сложно, учитывая всё более тревожные прогнозы относительно сценариев развития ситуации в экономике в глобальном масштабе. К новому этапу проблем готовятся и ближайшие соседи России – Украина и Белоруссия. 

Во втором месяце осени значение регионального транспортного индикатора России, освобождённое от влияния сезонного и календарного факторов,  составило 97,8% (для сравнения: в сентябре – 93,1%). Впрочем, индекс всё ещё находится в отрицательной зоне, куда он «провалился» в июне текущего года, а значит, о кардинальном переломе ситуации говорить не приходится. Во многом относительно успешный итог, с которым КАРГО-индекс закрыл октябрь, объясняется произошедшим улучшением в одном из основных показателей работы железнодорожного транспорта. Объём погрузки по итогам месяца увеличился по сравнению с тем же периодом предыдущего года на 2,9% против роста в 0,6% в сентябре. 

Также можно отметить и произошедшие изменения в статистике Росстата. Октябрьское значение близкого по своей экономической природе транспортному индикатору Индекса выпуска в базовых отраслях ещё не известно. Но, по последним опубликованным данным, по итогам месяца рост промышленного производства в стране к тому же периоду 2010 года составил 3,6%. При этом в месячном выражении показатель прибавил 4%, а с исключением сезонного и календарного факторов – 0,8%. Напомним, в сентябре объём промпроизводства в месячном выражении снизился на 0,8%, а с исключением сезонного и календарного факторов – на 0,3%. Впрочем, в целом за январь – октябрь объём промпроизводства увеличился на 5,1%, а по итогам девяти месяцев фиксировался рост в 5,2%.

Вероятность того, что в долгосрочной перспективе перемены будут носить позитивный характер, сейчас невелика. В условиях нарастания кризисных явлений в мировой экономике звучат и всё более острожные заявления представителей российской власти относительно возможных сценариев развития ситуации. Так, глава государства Дмитрий Медведев заявил, что было бы обманом говорить о том, что Россия застрахована от проблем. «Мы и в 2008 году не были закрыты, потому что мы – часть мировой экономики», – сказал он. При этом президент отметил, что для минимизации рисков нужно сделать так, чтобы зависимость России от колебаний на сырьевом рынке была гораздо ниже, чем сейчас. 

А пока этого не происходит, косвенным свидетельством чему являются и изменения в региональном транспортном индикаторе. Так, несмотря на снижение объёмов погрузки нефтяных грузов, продолжает расти их доля в структуре КАРГО-индекса. Погрузка в октябре упала на 3,6% к аналогичному периоду минувшего года, а доля «нефтянки» прибавила сразу 8,84 процентных пункта, вплотную приблизившись к отметке в 63%, что фиксировалось и в сентябре. Это произошло благодаря высокому весовому коэффициенту нефтяных грузов, на размер которого влияет «вклад» соответствующей индустрии в общую выручку предприятий различных отраслей промышленности.

Между тем готовятся к возможному ухудшению ситуации и ближайшие соседи России – Украина и Белоруссия. «Времена сейчас сложные с точки зрения глобального экономического кризиса. Пока у нас нет оптимизма, что он будет ослабляться», – заявил президент Украины Виктор Янукович.  По его мнению, помочь в борьбе с экономическим кризисом призвана  работа в «новых центрах роста». В их числе он назвал Индию, а также страны Азиатско-Тихоокеанского региона, выделив Китай. «Мы рассчитываем, что украинский экспорт будет расширять своё влияние на рынки этих стран. И мы для этого всё делаем», – заявил Янукович. Пока же экспортоориентированные отрасли страны страдают от падения спроса на мировых рынках. В первую очередь это касается чёрной металлургии, значение которой для украинской экономики велико, о чём свидетельствует и структура регионального КАРГО-индекса. 

Что касается Белоруссии, то здесь анализ угрозы изменения ситуации на внешних рынках ведётся на фоне всё ещё непреодолённого внутреннего кризиса. По словам премьер-министра республики Михаила Мясниковича, «макроэкономическая стабилизация идёт достаточно тяжело и болезненно». Но он уверен, что «созданный в предыдущие годы экономический потенциал, принятые и намеченные решения по совершенствованию экономических отношений позволют Белоруссии в текущей пятилетке в целом выполнить программу социально-экономического развития». 

Также он заявил, что в 2012 году Белоруссия рассчитывает увеличить с нынешних 60% до 70% долю экспортной продукции в общем объёме производства. И в этом свете особую актуальность приобретает вопрос величины спроса на белорусские товары за границей. А этот показатель будет зависеть от ситуации в мировой экономике, и в первую очередь в еврозоне, на которую приходится более трети белорусского экспорта. 

Пока же ждать с Запада хороших новостей не приходится. Всё большее число экспертов ожидают в ближайшие месяцы начала рецессии в еврозоне. В том числе президент Европейского центробанка Марио Драги считает, что она начнётся уже к концу текущего года. В осеннем прогнозе Еврокомиссии говорится, что экономический рост остановится уже к концу текущего года, а восстановление положительной динамики возможно не раньше чем во второй половине 2012 года. 

В досье

Динамика региональных КАРГО-индексов по отношению к аналогичному периоду прошлого года, %
4_2_cit.png

Структура региональных КАРГО-индексов в сентябре 2011 года, %
4_3_cit.png

КАРГО-индекс (Россия) и Индекс выпуска Росстата по отношению к аналогичному периоду прошлого года, %
4_4_cit.png
Автор: Юлия Громадская

Новости

8 м
12 ч
14 ч
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «КАРГО-индекс»