Подписка 1520 - PDF

Последний взлёт

Вторник, 08.11.2011 в 00:00
Последний взлёт
Украина является одним из центров экономического роста в мире – с таким громким заявлением выступил президент страны Виктор Янукович. Говорить об этом ему позволили свежие данные Нацбанка страны – в III квартале ВВП Украины продемонстрировал достаточно уверенный рост в 6,8%. Впрочем, уже к концу года ожидается ухудшение ситуации, а негативные тенденции в реальном секторе вслед за КАРГО-индексом начала фиксировать и официальная украинская статистика.

В целом за январь – сентябрь текущего года главный макроэкономический показатель Украины увеличился в годовом исчислении на 5,3%. Таким же темпом он рос в I квартале, но из-за скромных достижений II квартала в целом за полгода темп снизился до 4%. В конце года, согласно прогнозам Нацбанка, динамика вновь ухудшится – до 3%, что сократит годовые темпы роста ВВП до 4,8–5%. Правительство даёт более осторожные оценки – рост в 4,7%, а международные эксперты предупреждают, что результаты могут быть ещё скромнее. По новому прогнозу Европейского банка реконструкции и развития, ВВП Украины по итогам 2011 года может увеличиться на 4,5%, хотя ранее говорилось о росте в 5%.

О том, что проблемы в реальном секторе экономики существуют, продолжает свидетельствовать региональный КАРГО-индекс. В сентябре его абсолютное значение составило 128,3%, что на 1,9 процентного пункта (п.п.) ниже уровня августа. Ещё более заметны негативные процессы в динамике КАРГО-индекса, рассчитанного по отношению к аналогичному периоду предыдущего года, то есть освобождённого от влияния сезонного и календарного факторов. В сентябре это значение транспортного индикатора составило 106,4%, то есть темпы роста продолжают замедляться (в августе – 108,5%, в июле – 110%, в июне – 111,9%). 

Осенью процессы торможения заметил и близкий по своей природе транспортному индикатору Индекс выпуска Нацбанка Украины. В сентябре значение этого показателя, рассчитанное по отношению к тому же периоду 2010 года, составило 110,5% против 111,6% месяцем ранее. Напомним, в течение всего лета индикатор Нацбанка в сравнении с транспортным был более оптимистичным и указывал на ускорение в реальном секторе. 

Тревожные сигналы можно отметить и при анализе показателей работы железнодорожного транспорта Украины. По итогам сентября объём погрузки увеличился по сравнению с тем же периодом минувшего года на 6,3%. В августе рост также был на уровне 6,3%, а в июле – 6,4%. Но ещё в начале лета ситуация была принципиально иной (в июне погрузка увеличилась к тому же периоду 2010 года на 9,4%). 

При этом в сентябре из шести входящих в расчётную базу регионального КАРГО-индекса грузов увеличение объёма погрузки зафиксировано лишь по четырём: каменный уголь прибавил 8,8%, железная и марганцевая руды – 5%, чёрные металлы – 4%, а строительные грузы – 3,9%. В числе аутсайдеров – нефтяные грузы (снижение на 9,1%) и зерно (сразу на 20%). 

По последнему грузу можно добавить, что падение объёмов погрузки происходило на фоне достаточно высокого урожая (по состоянию на 17 октября на Украине собрано почти 45,9 млн тонн зерна, что на 19% выше уровня того же периода 2010 года). Фактором, влияющим на объёмы погрузки, являются действовавшие с 1 июля экспортные пошлины на соответствующие товары. Как сообщил глава департамента экономического развития и аграрного рынка Министерства аграрной политики и продовольствия Сергей Кваша, с 1 июля по 17 октября из Украины экспортировано 3,8 млн тонн зерна, что примерно на 1 млн тонн меньше, чем за тот же период засушливого 2010 года. При этом, по его словам, ежемесячно страна должна вывозить за рубеж около 2,5 млн тонн, чтобы выйти на запланированный уровень экспорта в 26 млн тонн по итогам текущего маркетингового года (начался 1 июля). В этой связи правительство решило отменить с 22 октября действие вывозных пошлин на зерно и кукурузу, чего долгое время добивались украинские экспортёры. Они объясняли свои требования тем, что им и так тяжело конкурировать с российскими компаниями, стоимость зерна у которых примерно на $30 за тонну дешевле украинского.

Что касается структуры КАРГО-индекса, то уменьшение доли в ней наблюдается сразу по трём грузам. Доля строительных грузов сократилась на 5,68 п.п., до 26,76%, что объясняется понижением их весового коэффициента, определённого по итогам анализа выручки предприятий важнейших отраслей экономики Украины. Под влиянием показателей погрузки снизилась доля зерна (–1,79 п.п., до 4,34%) и нефтяных грузов (–0,52 п.п., до 3,14%). 

Увеличение доли зафиксировано по железной и марганцевой рудам (+3,6 п.п., до 11,04%), чёрным металлам (+2,89 п.п., до 21,85%) и каменному углю (+1,5 п.п., до 32,88%), а это говорит о росте значения соответствующих индустрий в реальном секторе. 

При этом последние данные Укрстата свидетельствуют о том, что именно в одной из этих важнейших отраслей украинской промышленности фиксируются негативные сигналы: темпы роста в металлургии снизились с 18,7% в августе до 7% в сентябре. Учитывая высокую экспортную ориентированность данной индустрии и нестабильность мировых рынков на фоне разговоров о «второй волне» кризиса, именно с негативными ожиданиями в данном сегменте отчасти связаны прогнозы по дальнейшему замедлению экономики Украины. 

И если раньше именно металлургия была одним из основных драйверов роста, то сейчас эту роль выполняет сельское хозяйство. Так, по словам первого замглавы Минэкономразвития Украины Вадима Копылова, оно оказало стимулирующее влияние на ВВП, что и позволило ускорить его темпы роста в III квартале. Однако вряд ли новый лидер сможет выдержать долгую дистанцию – ведь впереди низкий для него сезон.

В досье

Динамика изменения КАРГО-индекса, %
5_1_shem.png

КАРГО-индекс и Индекс выпуска по отношению к аналогичному периоду предыдущего года, %
5_2_shem.png

Динамика изменения КАРГО-индекса, %
5_3_shem.png
Автор: Юлия Громадская

Новости

4 ч
5 ч
5 ч
6 ч
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «КАРГО-индекс»