Подписка 1520 - PDF

Нащупать дно

Вторник, 08.11.2011 в 00:00
Нащупать дно
Ситуация в экономике Белоруссии остаётся сложной. Вновь замедлился темп роста ВВП, а региональный транспортный индикатор обновил «рекорд», ещё глубже провалившись в отрицательную зону. Между тем, по оценкам экспертов, дно вскоре будет достигнуто и республика сможет начать восстановление. Но не ясно, насколько это будет реально в условиях глобальной нестабильности.

Если по итогам января – августа ВВП республики увеличился в годовом исчислении на 9,1%, то за девять месяцев – лишь на 7,9%. Таким образом, нынешний темп роста меньше, чем нижняя граница прогноза на 2011 год. Напомним, в соответствии с указом президента Белоруссии Александра Лукашенко по итогам года ожидается рост основного макроэкономического показателя на 9–10%. Причём прогноз, несмотря на все кризисные явления, пока не изменён. 

При этом государственная статистика указывает и на то, что осенью продолжилось замедление в промышленности. По итогам девяти месяцев объём промпроизводства в сопоставимых ценах в годовом исчислении увеличился на 10,6% против 11% за январь – август и 10,9% за январь – июль. 

Региональный КАРГО-индекс также свидетельствует об ухудшении ситуации. По итогам сентября абсолютное значение транспортного индикатора составило 120,2%, то есть за месяц он потерял сразу 11,3 процентного пункта (п.п.). Негативные сигналы прослеживаются и при анализе динамики индекса, освобождённого от влияния сезонного и календарного факторов. В сентябре значение транспортного индикатора, рассчитанное по отношению к тому же периоду 2010 года, составило 91,7%. Таким образом, был обновлён «рекорд» последних месяцев: по итогам августа значение показателя составило 94,1%, в июле – 98,6%, а в июне – 94,2%. 

Нельзя назвать положительными и изменения в показателях работы железнодорожного транспорта Белоруссии. По итогам сентября погрузка увеличилась по сравнению с тем же периодом 2010 года лишь на 0,9%, хотя ещё в августе рост был на уровне 2,2%, а в июле – 5,9%. 

Среди семи входящих в расчётную базу КАРГО-индекса грузов прибавили только четыре: погрузка нефтяных грузов выросла на 29,5%, цемента – на 4,9%, зерна – на 1,1% и чёрных металлов – на 0,9%. По оставшимся трём грузам зафиксировано снижение погрузки, в том числе на 0,8% по удобрениям и на 3,3% по лесным грузам. Наиболее серьёзные потери отмечаются по строительным грузам (на 22,9%). Это связано с сокращением финансирования ряда гос­программ, связанных с развитием инфраструктуры, а также жилищным строительством. По данным Белстата, на 1 октября в Белоруссии временно приостановлено или законсервировано строительство 1,9 тыс. объектов. Из оставшихся проектов 34,1% осуществляются с отставанием от графика. 

Что касается объёма инвестиций, то на жилищное строительство за девять месяцев года израсходовано 10,9 трлн белорусских рублей (19,9% от предусмотренного на 2011 год объёма), а на строительство объектов инженерной и транспортной инфраструктуры к районам жилой застройки направлено 2,2 трлн руб. (48,9% от плана). 

Что касается изменений в структуре КАРГО-индекса, то рост доли по сравнению с тем же периодом 2010 года наблюдается по пяти грузам, а снижение – по двум. На фоне увеличения погрузки прибавили «нефтянка» (+8,56 п.п., до 31,71%), цемент (+0,13 п.п., до 0,46%) и чёрные металлы (+0,04 п.п., до 1,95%). 

Увеличилась также доля удобрений (+3,64 п.п., до 10,16%) и лесных грузов (+0,02 п.п., до 1,56%). Это объясняется ростом весовых коэффициентов данных грузов, что стало следствием усиления влияния связанных с ними индустрий в реальном секторе белорусской экономики. 

Из-за уменьшившегося «веса» зерна его доля сократилась на 1,11 п.п., до 0,48%. Кроме того, значительно снизилась доля «стройки» (–11,29 п.п., до 53,67%). 

Между тем власти продолжают бороться с бушующим в стране валютным кризисом, и в октябре Белоруссия перешла на единый курс национальной валюты. Это, как и следовало ожидать, привело к значительному ослаблению белорусского рубля. За десять месяцев текущего года, по данным Нацбанка республики, рубль девальвировал к корзине иностранных валют (доллар США, евро и российский рубль) уже на 188,4%. В том числе курс национальной валюты к доллару снизился на 181,7% (до 8450 рублей за $1), к евро – на 198,3% (до 11850 рублей за 1 евро), а к российскому рублю – на 185,5% (до 281 рубля за 1 российский рубль).

Впрочем, экспертами переход на единый курс оценивается положительно. И в целом текущий момент они склонны считать переломным в истории белорусского кризиса. Так, директор Всемирного банка по Белоруссии, Украине и Молдавии Мартин Райзер фактически сказал, что экономика страны достигла дна и дальше должно начаться восстановление. «Я думаю, ситуация улучшится, хотя последние шесть месяцев были очень сложными», – сказал он, добавив, что население должно «увидеть усилия властей по стабилизации, последовательную политику курсо­образования, что обеспечит возврат к стабильности». 

В этом же ключе высказывается и президент Белоруссии Александр Лукашенко. «До нового года мы сможем спокойно разрулить ситуацию», – заявил он, имея в виду проблемы в экономике в целом. 

В то же время белорусский лидер обращает внимание на события, происходящие на внешних рынках. «Мы фактически сейчас живём в некоем ажиотажно-кризисном мире. То, что мы пережили, – это нам в плюс. Мы уже это прошли, им (западным странам. – Ред.) – придётся пройти», – сказал Лукашенко. Впрочем, он отметил, что и «без издержек не обойтись». Вопрос лишь в их масштабе. 

Достаточно специфичная модель экономики позволила Белоруссии относительно легко пройти глобальный кризис 2008–2009 годов. Но во многом это было осуществлено благодаря реализации крупных государственных программ. Сейчас позволить себе такие расходы республиканский бюджет уже не может. При этом экономика находится в серьёзной зависимости от экспорта продукции нефтеперерабатывающей и химической отраслей. И если в предыдущий кризис падение спроса на товары экспортоориентированных отраслей республика могла нивелировать за счёт внутренних источников роста, то сейчас это сделать будет проблематично. Поэтому новые глобальные потрясения могут значительно затронуть Белоруссию, которая и так не может справиться с внутренним экономическим кризисом.

В досье

Динамика изменения КАРГО-индекса, %
4_1_shem.png
КАРГО-индекс по отношению к аналогичному периоду предыдущего года, %
4_2_shem.png
Структура КАРГО-индекса, %
4_3_shem.png
Автор: Юлия Громадская

Новости

18 ч
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «КАРГО-индекс»