Подписка 1520 - PDF

Трудный выбор

Четверг, 18.08.2011 в 00:00
Трудный выбор
Накануне намеченного на сентябрь визита премьер-министра Киргизии Алмазбека Атамбаева в Китай, во время которого он собирается обсуждать вопрос строительства железной дороги, связывающей два государства, вокруг проекта новой магистрали разразился очередной политический скандал.

Министр природных ресурсов страны Замирбек Эсенаманов заявил в интервью местной прессе, что правительством уже подписано постановление о передаче железорудного месторождения Жетим-Тоо, алюминиевого – Сандык и золоторудного – Терек-Сай иностранным инвесторам для получения финансирования строительства железной дороги Китай – Киргизия – Узбекистан. Министр заявил, что на эти месторождения претендуют как китайские инвесторы, так и некая российская компания, которая готова вложить в проект 4 млрд евро. При этом доля Киргизии в совместных предприятиях, которые будут разрабатывать месторождения, составит 20–30%. «Совместное предприятие будет оформлять кредит или строить дорогу на собственные средства. После строительства этой дороги, которое, как ожидается, займёт три года, ежегодно от неё будет поступать $250–280 млн. За счёт этих поступлений будет погашаться этот кредит. Потом будут разрабатываться месторождения, и доход от них – это второй источник покрытия кредита», – отметил Замирбек Эсенаманов. Напомним, что стоимость строительства железной дороги из северо-западных районов Китая через Киргизию в Узбекистан, а также ветки Балыкчы – Торугарт, которая соединит с новой магистралью существующую киргизскую железную дорогу, оценивается в $4 млрд.    

Откровения министра оказались неожиданностью для премьера Алмазбека Атамбаева: чиновнику последовал выговор. «Я не подписывал подобное постановление и никогда не подпишу. Нам, конечно, железная дорога нужна, но не такой ценой», – вынужден был оправдываться премьер-министр. Впоследствии сам министр Эсенаманов заявил, что журналисты его неправильно поняли, а доли месторождений Жетим-Тоо и Сандык, напротив, были возвращены правительству и работа китайских компаний на них прекращена. 

Начальник управления проектирования и строительства железнодорожных магистралей «Киргизской железной дороги» Канат Абдыкеримов заявил, что до сих пор не решён вопрос не только финансирования проекта, но и ширины колеи будущей магистрали. Напомним, что Китай настаивает на том, чтобы она составляла 1435 мм, тогда как Киргизия заинтересована в стандарте 1520 мм. Канат Абдыкеримов предположил, что в ходе визита премьер-министра в Китай процесс может сдвинуться с мёртвой точки. «Предварительное технико-экономическое обоснование (ТЭО) проекта есть, в ближайшие месяц-полтора мы должны приступить к разработке окончательного варианта», – отметил представитель железной дороги.  

Эксперт Российского института стратегических исследований Аждар Куртов считает, что откровения министра природных ресурсов похожи на утечку информации с целью дискредитировать премьера Атамбаева накануне президентских выборов – он является одним из фаворитов предвыборной гонки. При этом эксперт полагает, что доли месторождений, вероятно, всё-таки будут отданы китайским инвесторам, поскольку сама Киргизия не в состоянии их осваивать. «У Китая есть лишние деньги, к тому же месторождения находятся на приграничной территории с Китаем – это удобное транспортное плечо. К тому же Китай может быстро построить перерабатывающие мощности под эти полезные ископаемые», – отметил Аждар Куртов.
Автор: Денис Виксне

Новости

7 м
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «Запасной путь»

Воскресенье, 08.10.2017 в 00:34
Понедельник, 10.04.2017 в 06:20
Вторник, 24.01.2017 в 06:21