Подписка 1520 - PDF

«Чёрные» мысли

Четверг, 08.09.2011 в 00:00
«Чёрные» мысли
Руководство Украины в целом довольно развитием ситуации в экономике страны. Растут ВВП, Индекс выпуска в базовых отраслях и объём иностранных инвестиций. Однако КАРГО-индекс продолжает фиксировать негативные процессы. Прогнозы властей также свидетельствуют, что к концу года темпы роста основных макроэкономических показателей немного замедлятся. В то же время нерешённым остаётся вопрос о поставках российского газа. Киев заявил, что если компромисс не будет найден, то Украина будет замещать импортное «голубое топливо» собственным углем. 

Как сообщил премьер Николай Азаров, по итогам семи месяцев темпы роста ВВП страны в годовом исчислении ускорились – до 5% против 4% за первое полугодие. Положительные результаты демонстрирует и Индекс выпуска Нацбанка: в июле по сравнению с тем же периодом 2010 года зафиксирован рост на 10,8% против 9% месяцем ранее. Но, по официальным прогнозам, к концу 2011 года экономика может сбавить темп – рост ВВП ожидается на уровне 4,7–4,8%. Тем не менее, по словам первого замглавы администрации президента Ирины Акимовой, достигнутые результаты уже «заслуживают уважения». Она также обратила внимание на увеличение притока иностранных инвестиций. Однако есть и проблемы: по словам г-жи Акимовой, торговый баланс страны всё ещё дефицитен. А это уже давно вызывает опасения у экспертов, некоторые из которых не исключали ранее, что события на Украине могут пойти по белорусскому сценарию. 

В июле значимые перемены произошли и в другом отражающем состояние дел в реальном секторе экономики Украины показателе – региональном КАРГО-индексе. В соответствии с методикой его вычисления был произведён пересмотр весовых коэффициентов, входящих в расчётную базу индикатора грузов. Напомним, корректировка происходит по итогам анализа выручки предприятий разных отраслей (информация Укрстата). Регулярный пересмотр весовых коэффициентов позволяет повысить точность отражения КАРГО-индексом ситуации, что особенно важно в условиях посткризисного восстановления. 

Проведённый анализ подтвердил, что основная нагрузка по преодолению последствий глобального экономического спада на Украине легла на экспортоориентированные отрасли. Поэтому был значительно увеличен коэффициент чёрных металлов, а также железной и марганцевой руд. В то же время снижен «вес» строительных грузов. Это вызвано тем, что оживление в индустрии связано лишь с реализацией проектов в рамках подготовки к чемпионату Европы по футболу-2012. Из-за низкого урожая и введения квот на экспорт был также понижен «вес» зерна.

По итогам корректировки стали более наглядными восстановительные процессы в экономике. Абсолютные значения КАРГО-индекса, рассчитанные по новым «весам», возросли по сравнению с теми же показателями, вычисленными по старым коэффициентам, в среднем на 5,3 процентных пункта (п.п.) Увеличились и значения индекса, рассчитанные по отношению к аналогичному периоду прошлого года (в среднем +5,6 п.п.). Но более явными стали и нынешние трудности. 

Абсолютное значение КАРГО-индекса в июле составило 123,9%, что на 0,9 п.п. выше уровня июня. Это во многом обусловлено влиянием сезонного и календарного факторов. При этом нынешний подъём является наименьшим для этого месяца за всю историю наблюдений. Это может быть одним из признаков того, что реальный сектор немного отступил от занятых ранее позиций.

На это указывает и динамика транспортного индикатора, освобождённого от влияния сезонного и календарного факторов. Здесь темпы роста замедляются второй месяц подряд. Если в мае значение КАРГО-индекса выросло по отношению к аналогичному периоду 2010 года на 14,4%, то в июне – на 11,9%, а в июле – лишь на 10%.

Неприятные тенденции прослеживаются и в показателях работы железнодорожного транспорта. В июле погрузка выросла на 6,4% по сравнению с тем же периодом прошлого года, а в июне был рост в 9,4%. Среди входящих в расчётную базу КАРГО-индекса грузов улучшился показатель по железной и марганцевой рудам (+5,2%), каменному углю (+7,5%), строительным грузам (+7,8%) и чёрным металлам (+19%). Уменьшился объём погрузки нефтяных грузов (–18,2%). Снижение наблюдается и по зерну (–28,6%), что связано с падением его экспорта. По словам главы Украинской аграрной конфедерации Сергея Стоянова, за июль из страны вывезено менее 400 тыс. тонн зерна (для сравнения: в июне – 1,4 млн тонн). 

Что касается структуры КАРГО-индекса, то влияние на неё оказали не только данные погрузки, но и новые «веса». Поэтому доля «стройки» в июле по сравнению с тем же периодом 2010 года уменьшилась сразу на 5,97 п.п., до 28,74%. Снижение зафиксировано также по нефтяным грузам (–1 п.п., до 2,92%) и зерну (–1,19 п.п., до 1,87%). Возросла доля чёрных металлов (+4,71 п.п., до 21,75%) и руды (+3,38 п.п., до 11,07%). 

Хотя доля каменного угля прибавила незначительно (+0,07 п.п.), этот груз продолжает удерживать позицию лидера (доля – 33,65%). В перспективе значение угольной отрасли для экономики Украины будет расти. На фоне очередного раунда переговоров с Россией относительно цен на газ всё чаще стали звучать призывы официальных лиц Украины о переводе энергетики на уголь. Так, Николай Азаров заявил, что за три года втрое должны быть сокращены объёмы закупок российского газа. Ранее об этом  говорил и глава Минэнерго страны Юрий Бойко. Частично восполнить недостаток энергоресурсов должно наращивание собственной добычи газа. Однако главную ставку Украина делает на развитие угольной отрасли. По словам президента страны Виктора Януковича, угледобыча ежегодно должна увеличиваться не менее чем на 10%. Пока это выглядит достаточно реалистично (по оперативным данным Мин­энерго, за январь – август 2011 года добыто 53,5 млн тонн угля, что на 9,8% больше уровня того же периода 2010 года).

В досье

В расчётную базу КАРГО-индекса, характеризующего состояние реального сектора экономики Украины через показатели железнодорожного транспорта, входят шесть наиболее важных грузов: чёрные металлы, каменный уголь, нефть и нефтепродукты, марганцевые и железные руды, зерно и продукты перемола, а также строительные материалы. Весовые коэффициенты для каждого груза рассчитаны в зависимости от выручки организаций, специализирующихся на соответствующем виде экономической деятельности (согласно кодам принятого в стране классификатора КВЭД). Размерность КАРГО-индекса – проценты, точка отсчёта – январь 2006 года (100%). Его данные сопоставимы со значениями за аналогичный период предыдущего года Индекса выпуска в базовых отраслях экономики, рассчитываемого ежемесячно Национальным банком Украины. Анализ структуры КАРГО-индекса даёт возможность отслеживать изменения роли каждой отрасли в экономике страны. Подробная методика представлена на сайте www.cargoindex.ru.

В досье

Динамика изменения КАРГО-индекса, %
17_5_kargo_1.png

КАРГО-индекс и Индекс выпуска по отношению к аналогичному периоду предыдущего года, %
17_5_kargo_2.png

Структура КАРГО-индекса, %
17_5_kargo_3.png
Автор: Юлия Громадская

Новости

Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «КАРГО-индекс»