Подписка 1520 - PDF

Дорога в гору

Четверг, 08.09.2011 в 00:00
Дорога в гору
После провальных мая-июня в реальном секторе экономики Белоруссии наметились признаки корректировки, о чём свидетельствует региональный КАРГО-индекс. Но станет ли это началом восстановления, пока говорить сложно, ведь ситуация остаётся достаточно тяжёлой.

По информации Белстата, в январе – июле ВВП страны в сопоставимых ценах возрос по сравнению с тем же периодом предыдущего года на 9,4%, хотя ещё по итогам первого полугодия был рост в 11%. Объём промышленного производства за семь месяцев увеличился на 10,9% против 11,5% за январь – июнь. Снижение темпов роста во многом объясняется тем, что на фоне дефицита иностранной валюты у предприятий республики, работающих зачастую на импортном сырье, появились сложности в расчётах с поставщиками. И хотя проблемы наметились ещё в марте текущего года, погасить кризис белорусские власти не могут до сих пор. Для решения задачи президент Александр Лукашенко согласился с середины сентября «отпустить» белорусский рубль в свободное плавание. Даст ли это желаемый эффект – пока не ясно. Вместе с тем негативно влияет на экономику и высокая потребительская инфляция. В связи с ростом цен, которые, по данным Белстата, за семь месяцев увеличились на 41%, снижается покупательская способность населения. 

Впрочем, региональный КАРГО-индекс свидетельствует о том, что сдаваться без боя белорусская экономика не намерена. В июле индикатор частично отыграл июньское падение – после снижения на 

14,3 процентных пункта (п.п.) абсолютное значение показателя увеличилось в седьмом месяце года по сравнению с предыдущим на 8,4 п.п., до 134,4%. Но надо учитывать, что нынешний подъём отчасти обусловлен влиянием сезонного и календарного факторов. Схожим образом индикатор вёл себя и в предыдущие годы.   

Вместе с тем перемены, которые можно расценивать как позитивные, прослеживаются и при анализе динамики КАРГО-индекса, рассчитанного по отношению к аналогичному периоду 2010 года. В июле значение индикатора, освобождённое от влияния сезонного и календарного факторов, составило 98,6%. КАРГО-индекс всё еще остаётся в отрицательной зоне, но снижение уже не столь масштабное, как в июне (94,2%).

Также определённые улучшения наблюдаются и в показателях работы железнодорожного транспорта Белоруссии. Если в июне было зафиксировано снижение объёма погрузки по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 1,1%, то по итогам июля отмечается рост на 5,6%. При этом увеличение наблюдается по пяти из семи входящим в состав КАРГО-индекса грузам. Наибольший прирост показала «нефтянка» (+32%). Также увеличилась погрузка чёрных металлов (+17,5%), удобрений (+8%), цемента (+6,6%) и лесных грузов (+2%). Упал объём погрузки строительных грузов (–13,5%) и зерна (–36,8%).   

Это отразилось и на структуре КАРГО-индекса. Так, доля «стройки» по сравнению с аналогичным периодом 2010 года уменьшилась на 8,93 п.п., до 55,65%, а зерна – на 1,84 п.п., до 0,39%. 

Несмотря на увеличение объёмов погрузки лесных грузов, их доля в структуре КАРГО-индекса осталась на том же уровне, что и в июле 2010 года, – 1,5%. Это связано с произведённым ранее пересмотром весовых коэффициентов грузов, что предусмотрено методикой расчёта транспортного индикатора. Впрочем, ситуация в данном сегменте может измениться. Белорусские власти намерены активно развивать лесную отрасль. При этом премьер Николай Мясникович заявил, что задача республики – верно распорядиться лесными ресурсами, в том числе «для производства экспортоориентированной продукции». 

На фоне роста погрузки в структуре КАРГО-индекса увеличилась доля цемента (+0,11 п.п., до 0,43%) и чёрных металлов (+0,18 п.п., до 1,83%) по сравнению с июлем 2010 года. 
\
Значительное для этого груза увеличение доли наблюдается и по удобрениям (+3,38 п.п., до 9,22%). «Беларуськалий», продукция которого занимает 16% мирового рынка калия, сообщил, что за четыре года планирует нарастить добычу руды (сырья для производства удобрений) на 25%, до 
48,5 млн тонн, в 2015 году. Это, в свою очередь, положительно скажется на объёмах выпуска удобрений. 

Кроме того, заметно увеличилась доля нефтяных грузов (+7,12 п.п., до 30,98%). Это вызвано ростом объёмов экспорта продукции белорусских НПЗ (+50,8% за первое полугодие, до 7 млн тонн). Но власти республики разрабатывают планы по удешевлению стоимости сырья для нефтепереработки, что может негативно сказаться на железнодорожном транспорте. Агентство «Прайм» 24 августа со ссылкой на источник в профильном ведомстве сообщило о заинтересованности Белоруссии в поставках всего объёма российской нефти по трубопроводной системе. Как пояснил собеседник агентства, «поставки нефти по железной дороге дороже как минимум на $40 за тонну».

В августе было принято решение по изменению стоимости и другого энергоносителя, что может положительно сказаться на экономике республики. На заседании Совмина Союзного государства премьер-министры двух стран Владимир Путин и Николай Мясникович договорились, что с 2012 года в торговле газом с Белоруссией Россия введёт интеграционный понижающий коэффициент. Точный его размер пока неизвестен. Традиционно Белоруссия настаивает, что цена газа должна быть равна внутрироссийской. Но, по словам Владимира Путина, Россия рассчитывает, что введение понижающего коэффициента «будет синхронизировано с приобретением «Газпромом» второй половины «Белтрансгаза» (50% акций ему уже принадлежат). 

Помимо прочего, белорусские власти пытаются нормализовать ситуацию с дефицитом бюджета. Начальник Главного управления макроэкономического анализа и прогнозирования Минэкономики Антон Долговечный 26 августа заявил, что финансирование госпрограмм сокращено на 10 трлн белорусских рублей ($2 млрд). Он отметил, что это удалось за счёт объёмов льготного кредитования населения. Но, по словам представителя Минэкономики, «надо ужаться ещё на 4,5 трлн руб. (около $1 млрд)», потому что Белоруссия «тратит больше, чем производит». 
Видно, что власти Белоруссии настроены на энергичное решение проблем, идя и на непопулярные меры. Впрочем, большинство реальных надежд всё ещё основано на расчёте на благосклонность зарубежных партнёров, где в случае с Белоруссией играют роль не только объективные экономические процессы, но и отношение к проводимой Минском политике. 

В досье

КАРГО-индекс – транспортный индикатор, созданный газетой «Гудок» и позволяющий отслеживать изменения в реальном секторе экономики через данные о погрузке железных дорог. Расчёт показателя для России, Украины и Белоруссии ведётся по единой методике. 
В расчётную базу индекса для Белоруссии входят семь наиболее важных для экономики грузов: чёрные металлы, нефть и нефтепродукты, зерно и продукты перемола, химические и минеральные удобрения, лесные грузы, а также строительные материалы и цемент. Весовые коэффициенты для каждого груза рассчитаны в зависимости от выручки организаций, специализирующихся на соответствующем виде экономической деятельности. Размерность КАРГО-индекса – проценты, точка отсчёта – январь 2006 года (100%). Значение показателя можно сопоставлять со значением за аналогичный период предыдущего года. Анализ структуры КАРГО-индекса позволяет в ежемесячном режиме делать выводы об изменениях роли каждой отрасли в экономике страны. Подробная методика представлена на сайте www.cargoindex.ru.

В досье

Динамика изменения КАРГО-индекса, %
17_4_kargo_1.png
КАРГО-индекс по отношению к аналогичному периоду предыдущего года, %
17_4_kargo_2.png
Структура КАРГО-индекса, %
17_4_kargo_3.png
Автор: Юлия Громадская

Новости

4 ч
4 ч
4 ч
4 ч
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «КАРГО-индекс»