Подписка 1520 - PDF

Зерно не едет

Четверг, 22.09.2011 в 00:00
Зерно не едет
С началом «горячего» сезона на зерновом рынке АО «НК «Казахстан темир жолы» (КТЖ) практически наложило запрет на вывоз зерна за пределы республики. Причина – острый дефицит собственных зерновозов. 

Таким образом, большой урожай зерновых культур, который, по прогнозам министерства сельского хозяйства Республики Казахстан, составит в этом году 19 млн тонн, может стать серьёзной проблемой для трейдеров, занимающихся экспортом зерна.

Эмбарго на экспорт объясняют необходимостью решить текущие проблемы на внутреннем рынке. 

Начальник отдела грузоперевозок АО «НК «Казахстан темир жолы» Геннадий Бочаров рассказал «Гудку-1520»: «Нам срочно нужно переместить 500 тыс. тонн зерна с севера республики на юг и 250 тыс. тонн распределить на внутреннем рынке. Для этого необходимо около 12250 зерновозов, а у нас данный парк составляет 5 тыс.». 

По данным АО «НК «КТЖ», погрузка зерна за 8 месяцев 2011 года составила 2,6 млн тонн (в среднем в месяц 321 тыс. тонн). По отношению к 2010 году произошло снижение объёмов погрузки зерна на 63%. 

По мнению большинства экспертов, сегодняшняя ситуация была вполне предсказуема. «Эта проблема приобрела системный характер. Уроки 2008 и 2009 годов, когда хлеба было много, не были учтены, история с нехваткой вагонов продолжается и в этом году. Проблему породило несвоевременное перемещение зерна из северных регионов на юг и запад страны, организованное АО «НК «Продкорпорация», – считает аналитик информационного агентства «Казах-ЗЕРНО» Алимбек Габитов. 

По его словам, с 2008 года данный парк АО «НК «Казахстан темир жолы» ни разу не пополнялся, хотя вопрос этот регулярно обсуждается на самом высоком уровне. «Мы искали казахстанские компании, у которых есть зерновозы, таких не оказалось. У всех только цементовозы, а их надо очистить и переоформить документы», – добавляет Алимбек Габитов.

В качестве основного решения проблемы эксперт предлагает полностью менять менеджмент АО «НК «Продкорпорация»: «Сегодня они не занимаются государственным делом, они просто делают бизнес. Уже в июле-августе, по прогнозам Минсель­хоза, было известно, что урожай составит порядка 20 млн тонн. В это время они и могли перебросить вагоны, в которых на тот момент не было такой острой необходимости». В сложившейся ситуации единственные, кто может предоставить вагоны казахстанским трейдерам, чтобы хоть как-то исправить положение дел на зерновом рынке, – это российские компании.

По заявлению самого АО «НК «Продкорпорация», вопрос о сегодняшнем перемещении зерна был принят на правительственном уровне 22 августа 2011 года, поэтому претензии в адрес компании необоснованны. «Парк зерновозов АО «НК «КТЖ» составляет около 5 тыс. вагонов, из них нами задействовано порядка 700 вагонов. То есть это никаким образом не может повлиять на логистику в целом. Стоит также отметить, что для нас от КТЖ нет никаких преференций, мы получаем вагоны совершенно на равных условиях со всеми», – говорит пресс-секретарь АО «Продкорпорация» Куралбек Атамуратов.

На совещании, посвящённом организации погрузки зерна, которое прошло под председательством управляющего директора по эксплуатационной работе АО «НК «КТЖ» Каната Альмагамбетова, было решено: всем отправителям зерна, собственникам вагонов, экспедиторам совместно с АО «НК «КТЖ» продолжить работу по улучшению взаимодействия в использовании зерновозов, крытых вагонов собственного и инвентарного парка (в том числе принадлежности КТЖ). Согласно протоколу совещания, отправителям и получателям поручено обеспечить своевременную, равномерную и ритмичную погрузку зерна в соответствии с утверждёнными планами, а также выгрузку в соответствии с заключёнными договорами, особенно в выходные и праздничные дни и в ночное время. А также обеспечить ежесуточную погрузку зерна до 350 вагонов в сутки, в том числе по заявкам АО «Продкорпорация» – не менее 200 вагонов в сутки. При этом начиная с 26 сентября 2011 года погрузку зерна в Узбекистан и Киргизию разрешить до 50 зерновозов в сутки. В Азербайджан и Грузию в инвентарных зерновозах – лишь в октябре. В Таджикистан, на юг Киргизии и в Иран в сентябре-октябре 2011 года погрузку производить в крытых вагонах независимо от принадлежности вагона. А в РФ и страны европейской части СНГ производить погрузку только в собственном подвижном составе.

Вместе с тем идут переговоры представителей АО «Казахстан темир жолы» и российского ЗАО «Русагротранс». «Сейчас обсуждаем, в каком количестве и по какой цене мы сможем предоставить Казахстану необходимый парк, – сообщил пресс-секретарь ЗАО «Русагротранс» Александр Чернов. – Надо понимать, что в связи с высоким урожаем зерновых культур и в России и колоссальным предъявлением зерна к перевозке приоритетным направлением в работе нашей компании остаётся обеспечение подвижным составом внутрироссийского рынка. Уверен, что системное решение проблемы лежит в области создания совместного предприятия ЗАО «Русагротранс» и АО «Казтемиртранс» по объединению вагонного парка. Надеюсь, в следующем сезоне мы увидим действующую компанию».
Цифра номера
63%
составило снижение объёмов погрузки зерна в Казахстане по сравнению
с 2010 годом

Автор: Наталья Решетняк

ТЭГИ: КАЗАХСТАН | ПЕРЕВОЗКИ | ЗЕРНО | ВАГОНЫ | ДЕФИЦИТ

Новости

2 ч
4 ч
13 ч
13 ч
13 ч
20 ч
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «Спорная территория»