Подписка 1520 - PDF

Покой им только снится

Четверг, 22.09.2011 в 00:00
Покой им только снится
С этого номера «Гудок-1520» начинает ежемесячную публикацию материалов, посвящённых сравнительному анализу ситуации в реальном секторе экономик России, Белоруссии и Украины. Исследование проводится через призму показателей работы железных дорог, а основным инструментом является семейство КАРГО-индексов – транспортных индикаторов, рассчитанных по единой методике для каждой из стран. Это позволяет не только оценить изменения, которые происходят в экономике каждого государства, но и выявить общие для всех тенденции.

С февраля в показателях работы железнодорожного транспорта России отмечаются тревожные сигналы – темпы роста объёмов погрузки замедляются. Особенно ярко это проявилось летом. Если в июне и июле погрузка прибавила по 2,4% по отношению к тем же периодам прошлого года, то в августе – лишь 0,5%, что является худшим результатом с начала года.

В то же время на Украине наиболее значимые изменения произошли в конце I квартала. В марте показатель по сравнению с тем же периодом 2010 года прибавил 8,5%, а ещё в январе рост составлял 14,2%, в феврале – 13,4%. При этом, как и в России, летом темпы роста снизились (до +8,1% в июне и +6,8% в июле). 

Иная тенденция наблюдается в Белоруссии. Впрочем, анализ результатов прошлых лет свидетельствует, что ситуация здесь развивается зачастую по уникальному сценарию. Так, в Белоруссии наиболее низкие результаты погрузки были зафиксированы в июне (снижение на 1,1% после роста в мае на 7,1%). Но уже в июле показатель вновь ушёл в «плюс» – на 5,6%. 

Вместе с тем изменения погрузки не отражают в полной мере картину в реальном секторе, так как не учитывается значимость отдельных грузов для национальных экономик. Методология расчёта КАРГО-индекса предусматривает это, благодаря чему по его динамике можно объективно судить о реальных экономических процессах в каждой из трёх стран.

Стоит отметить, что в текущем году при анализе изменений транспортных индексов России и Украины явно прослеживаются совпадающие тенденции, хотя ранее картина была не столь схожа. Начиная с февраля идёт заметное торможение восстановительных процессов, лишь в мае было зафиксировано небольшое оживление, но затем ситуация вернулась в ставшее уже привычным русло.

Впрочем, Украине не удалось достичь российских «рекордов». Хотя и здесь рост КАРГО-индекса замедляется, показатель пока находится в позитивной зоне. По итогам июля его значение к тому же периоду 2010 года составило 110% (для сравнения: в мае – 114,4%, в июне – 111,9%). А вот рост российского КАРГО-индекса уже сошёл на нет: с июня показатель находится в «красной» зоне (его значение в этом месяце составило 97,6%, в июле – 96,2%, а в августе – 93,9%). Ранее индекс был в «минусе» лишь в период острой фазы кризиса.

Негативные тенденции в реальном секторе российской экономики долгое время фиксировал и близкий по своей природе транспортному индикатору Индекс выпуска в базовых отраслях Росстата. Однако летом 2011 года они разошлись по трендам. В то время как КАРГО-индекс провалился в «минус», Индекс выпуска продолжил расти (в июне его значение по отношению к тому же периоду 2010 года  составило 104,2%, в июле – 105,9%). Ситуация, когда транспортный и официальный индикаторы противоречили друг другу, наблюдалась лишь в конце 2008‑го и в 2009 году, то есть в период кризиса. Впоследствии Росстат частично устранил расхождение, проведя ретроспективные корректировки своего показателя.

Нынешние относительно позитивные данные Росстата не помешали Минэкономразвития и Всемирному банку скорректировать прогнозы по основным макроэкономическим показателям России. В августе замглавы МЭР Андрей Клепач сообщил, что по итогам 2011 года ожидается рост ВВП на 4,1% (предыдущая оценка – 4,2%), а прогноз роста промпроизводства был снижен с 5,4 до 4,8%. В сентябре ВБ заявил, что в связи с ухудшением показателей российской экономики во втором квартале и неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктурой прогноз по ВВП пересмотрен с 4,4 до 4%. 

Украина пока не проводит переоценку своих прогнозов, хотя снижение темпов и здесь признаётся властями. Рост ВВП страны в 2011 году может составить 4,7–4,8%, хотя по итогам семи месяцев года он оценивался на уровне 5% в годовом исчислении.

Делать же какие-либо прогнозы относительно развития ситуации в Белоруссии пока тяжело. Бушующий здесь с весны валютный кризис летом сильно ударил по реальному сектору. В июне КАРГО-индекс зафиксировал провал (его значение по отношению к тому же периоду 2010 года составило 94,2% против 105,2% в мае). Впрочем, в июле падение было немного отыграно (98,6%), но как долго удастся держать оборону, не ясно.

Между тем  КАРГО-индекс предоставляет ещё один инструмент для сравнительного анализа. Структура индикатора позволяет отслеживать изменение влияния отдельных отраслей на ситуацию в экономике. По данным на конец июля, в структуре КАРГО-индекса Украины крупнейшие доли занимают каменный уголь (33,65%), чёрные металлы (21,75%), железная и марганцевая руда (11,07%). Россия же давно «сидит» на нефтяной игле – доля соответствующих грузов в структуре регионального индекса составляет 63,96%. То есть прослеживается сырьевая зависимость обеих экономик. Что касается Белоруссии, то и здесь большое влияние имеет «нефтянка» (доля данных грузов составляет 30,98%). Но в отличие от России определяющую роль играет не экспортный потенциал нефти, а импортные поставки, ведь Белоруссия обладает серьёзными перерабатывающими мощностями.

Помимо прочего, значительная доля в структуре транспортных индексов трёх стран принадлежит строительной индустрии (в России – 21,44%, на Украине – 28,74%, а в Белоруссии – 55,65%). Большое значение здесь имеют проекты с госучастием. Но если в России и на Украине это связано в основном с подготовкой к крупным международным мероприятиям (Олимпиада в Сочи, саммит АТЭС во Владивостоке и чемпионат Европы по футболу), то драйвером роста белорусской экономики долгое время было жилищное и инфраструктурное строительство. Во многом благодаря этому страна довольно легко прошла период глобального спада. Но сейчас, когда Белоруссия столкнулась с новыми проблемами, вероятнее всего,  госрасходы на строительство сократятся, а значит, упадёт и доля соответствующих грузов в структуре экономики и разрыв в этом показателе с Украиной и Россией уменьшится.

В досье

КАРГО-индексы – семейство транспортных индикаторов, позволяющих анализировать состояние реального сектора экономики через показатели работы железнодорожного транспорта. В настоящее время по единой методике ведётся расчёт индикаторов для трёх стран: России, Украины и Белоруссии. В расчётную базу КАРГО-индекса входят наиболее значимые грузы, обеспечивающие не менее 70% от общего объёма погрузки в каждой из стран. В России это девять грузов, в Белоруссии – семь, а на Украине – шесть. Весовые коэффициенты для каждого груза рассчитаны в зависимости от выручки организаций, специализирующихся на соответствующем виде экономической деятельности (данные предоставляются государственными статистическими службами стран). Размерность КАРГО-индекса – проценты, точка отсчёта – январь 2006 года (100%). Анализ структуры транспортного индикатора даёт возможность отслеживать изменения роли каждой отрасли в экономике страны. Подробная информация о методологии расчёта и значениях региональных КАРГО-индексов представлена на сайте www.cargoindex.ru.

В досье

Динамика региональных КАРГО-индексов по отношению к аналогичному периоду прошлого года, %
18_4_kargo_1.png

Структура региональных КАРГО-индексов в июле 2011 года, %
18_4_kargo_2.png

КАРГО-индекс (Россия) и Индекс выпуска Росстата по отношению к аналогичному периоду прошлого года, %
18_4_kargo_3.png
Автор: Юлия Громадская

Новости

2 ч
2 ч
3 ч
3 ч
9 ч
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «КАРГО-индекс»