Подписка 1520 - PDF

«Незалежная» зависимость

Четверг, 06.10.2011 в 00:00
«Незалежная» зависимость
Ситуация в реальном секторе Украины пока достаточно позитивна, рост продолжается. Впрочем, сравнение сейчас ведётся с относительно низкой базой минувшего года, а транспортный индикатор всё ещё фиксирует тревожные сигналы. Тем временем правительство страны считает, что нынешних темпов роста недостаточно, а основной угрозой для Украины может стать ситуация на внешних рынках, зависимость от которых предлагается постепенно сокращать. Негативные ожидания развития мировой экономики уже отражаются на спросе на продукцию развивающихся стран, к которым относится и Украина. Поэтому одна из её основных отраслей-экспортёров – металлургия – пытается компенсировать потери за счёт внутреннего рынка. 

По итогам последнего месяца лета значение украинского КАРГО-индекса составило 130,4%, что на 6,5 процентных пункта (п.п.) выше уровня июля. Впрочем, темпы роста индикатора сейчас меньше, чем в тот же период минувшего года (в августе 2010-го  – 7,5 п.п.). Кроме того, докризисной отметки достичь не удалось (в августе 2008-го – 165%). 

В то же время в динамике КАРГО-индекса, рассчитанного по отношению к аналогичному периоду предыдущего года, продолжают прослеживаться тревожные изменения. В августе значение транспортного индикатора, освобождённого от влияния сезонного и календарного факторов, прибавило по отношению к тому же периоду 2010 года 8,5%. Таким образом, темпы роста показателя продолжают замедляться (для сравнения: в июле он прибавил 10%, а в июне – 11,9%). Напомним, торможение началось ещё в феврале, а небольшое оживление было отмечено лишь в мае. Также можно отметить, что в 2010 году после кризисного провала темпы восстановления украинской экономики были невелики, а потому сейчас идёт сравнение с относительно низкой базой.

Результаты работы транспорта в августе также сложно однозначно назвать положительными. По итогам месяца погрузка на сети украинских железных дорог увеличилась по сравнению с тем же периодом 2010 года на 6,3%. Это практически соответствует уровню июля (6,4%), но заметно ниже, чем в июне (9,4%). При этом среди шести входящих в расчётную базу КАРГО-индекса грузов рост зафиксирован по четырём: чёрным металлам (+13%), каменному углю (+7,2%), железной и марганцевой руде (+6,7%), а также строительным грузам (+3,8%). На том же уровне, что и год назад, находится показатель по зерну. Снижение, причём достаточно серьёзное, зафиксировано по нефтяным грузам (–18,2%). 

Но в структуре КАРГО-индекса выросли доли лишь у трёх грузов из шести. Это связано с тем, что здесь влияние оказывают также весовые коэффициенты грузов, периодический пересмотр которых преду-
смотрен методологией расчёта индикатора. 

По итогам августа в структуре КАРГО-индекса наибольший рост доли по сравнению с тем же периодом 2010 года отмечен у чёрных металлов (+4,01 п.п., до 21,5%). Это связано с увеличением объёма производства продукции металлургической отрасли (+11,8% за январь – август 2011 года по сравнению с тем же периодом прошлого года). Впрочем, есть и тревожные сигналы. По данным Украинской горно-металлургической компании, за первое полугодие по сравнению с тем же периодом 2010 года внутренний спрос увеличился на 27,1%, а внешний – на 17%. В результате доля экспортируемого металла снизилась с 22,1% до 20,3%. При этом производственные мощности металлургов загружены примерно на 70%, что ниже докризисного уровня (более 80%). 

Выросла также доля у другого связанного с металлургией груза – железной и марганцевой руды (+3,58 п.п., до 11,04%). В плюсе и каменный уголь (+0,45 п.п., до 33,10%). 

По остальным грузам отмечается снижение. Значительные потери у строительных грузов (–6,49 п.п., до 27,32%). Сейчас сравнение идёт с достаточно высокой базой минувшего года, когда активизировались работы на объектах, связанных с чемпионатом Европы по футболу 2012 года. Кроме того, снизилась доля нефтяных грузов (–0,89 п.п., до 2,78%). По данным Укрстата, объём выпуска нефтепродуктов в стране сократился за восемь месяцев этого года по сравнению с тем же периодом предыдущего на 13,5%, что связано с падением конкурентоспособности украинских НПЗ перед белорусскими производителями. В результате украинским заводам сейчас принадлежит лишь 29% собственного рынка нефтепродуктов (для сравнения: в 2010 году – 55%, а в 2009 году – 65%). 

Помимо прочего, в структуре КАРГО-индекса продолжает снижаться доля зерна (–0,65 п.п., до 4,27%).

Что касается изменений в других макроэкономических индикаторах Украины, то они пока указывают на продолжающееся восстановление. Индекс выпуска в базовых отраслях Нацбанка Украины в августе по сравнению с тем же периодом 2010 года вырос на 11,6% (для сравнения: в июле – 10,8%, а в июне – 9%). 

Но не столь однозначна ситуация при анализе основного макроэкономического показателя – ВВП. Его рост во II квартале оценивается в 3,8% (для сравнения: в январе – марте – 5,3%). В обнародованном в конце сентября отчёте Нацбанка говорится, что по итогам восьми месяцев рост ВВП «незначительно превысил 5%», то есть восстановление вновь ускорилось. Однако в связи с непростой ситуацией на внешних рынках в последнем квартале года вновь ожидается торможение.

В то же время первый вице-премьер – министр экономического развития и торговли Андрей Клюев заявил, что экономический рост на уровне 5% недостаточен для страны и правительство ставит перед собой задачу выйти на среднегодовые темпы роста в 6–8% ВВП. Господин Клюев пояснил, за счёт чего могут быть достигнуты эти результаты. Так, помимо довольно стандартного заявления о необходимости улучшения инвестиционного климата, он сказал о том, что среди ключевых приоритетов – развитие внутреннего производства. Причём не только в формате импортозамещения (с максимальной локализацией производства на Украине), но и наращивания собственного экспортного потенциала. Впрочем, конкретных мер Андрей Клюев не назвал, отметив лишь, что потенциал для реализации данных планов есть во всех отраслях – «в машиностроении, в том числе сельскохозяйственном, химическом, энергетическом, в лёгкой промышленности, производстве лекарственных средств, авиационной, космической промышленности и в АПК».

В досье

В расчётную базу КАРГО-индекса, характеризующего состояние реального сектора экономики Украины через показатели железнодорожного транспорта, входят шесть наиболее важных грузов: чёрные металлы, каменный уголь, нефть и нефтепродукты, марганцевые и железные руды, зерно и продукты перемола, а также строительные материалы. Вместе они формируют 2/3 общего объёма погрузки на сети украинских железных дорог. Весовые коэффициенты для каждого груза рассчитаны в зависимости от выручки организаций, специализирующихся на соответствующем виде экономической деятельности (согласно кодам принятого в стране классификатора КВЭД). Размерность КАРГО-индекса – проценты, точка отсчёта – январь 2006 года (100%). Его данные сопоставимы со значениями за аналогичный период предыдущего года Индекса выпуска в базовых отраслях экономики, рассчитываемого ежемесячно Национальным банком Украины. Анализ структуры КАРГО-индекса даёт возможность отслеживать изменения роли каждой отрасли в экономике страны. Подробная методика представлена на сайте www.cargoindex.ru.

В досье

Динамика изменения КАРГО-индекса, %
19_5_kargo_1.png

КАРГО-индекс и Индекс выпуска по отношению к аналогичному периоду предыдущего года, %
19_5_kargo_2.png

Структура КАРГО-индекса, %
19_5_kargo_3.png
Автор: Юлия Громадская

Новости

22 ч
22 ч
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «КАРГО-индекс»