Подписка 1520 - PDF

Путь на Восток

Четверг, 06.10.2011 в 00:00
Белоруссия нашла нового союзника в борьбе с самым серьёзным в своей истории экономическим кризисом. Не получив в полной мере желаемой поддержки от Москвы, Минск пошёл на сближение с Пекином. Китай согласился подставить финансовое плечо, но взамен договорился и об участии в приватизации белорусских активов, главными претендентами на которые считались российские компании. Тем временем состояние дел в реальном секторе экономики Белоруссии ухудшается, о чём свидетельствуют и региональный КАРГО-индекс, и официальная статистика. 

Ещё в июле казалось, что наметились признаки корректировки: транспортный индикатор частично отыграл предыдущее падение, а его абсолютное значение выросло сразу на 8,4 процентных пункта (п.п.), до 134,4%. Однако в августе индекс вновь потерял позиции и откатился до отметки в 131,4%.

При этом значение КАРГО-индекса, рассчитанное по отношению к тому же периоду минувшего года, то есть освобождённое от влияния сезонного и календарного факторов, составило лишь 94,1%. Таким образом, индикатор провалился ниже уровня не только июля (98,6%), но и июня (94,2%). 

Далеки от рекордных и показатели работы Белорусской железной дороги. Объём погрузки в августе вырос по сравнению с тем же периодом 2010 года на 2,2% против прибавки в 5,9% месяцем ранее. Причём из семи входящих в расчётную базу КАРГО-индекса грузов рост продемонстрировали лишь четыре: нефтяные грузы (+29,3%), цемент (+12,5%), удобрения (+5%) и зерно (+3,9%). Уменьшилась погрузка лесных грузов (–8,6%) и чёрных металлов (–10,1%). А наибольшие потери зафиксированы по строительным грузам (–17,5%). 

Это отразилось и на структуре КАРГО-индекса. На фоне уменьшения влияния строительной индустрии на реальный сектор доля соответствующих грузов уменьшилась в августе по сравнению с тем же периодом прошлого года на 8,84 п.п., до 54,82%. Это не удивительно, учитывая падение объёмов строительства в стране. Так, по данным на конец августа, объём введённого в эксплуатацию жилья по сравнению с восемью месяцами 2010 года снизился на 14,2%.

Несмотря на увеличение погрузки зерна, его доля сократилась на 2,26 п.п., до 0,99%. Это связано с тем, что влияние на структуру индекса оказывают не только данные погрузки, но и весовые коэффициенты грузов, которые определяют «роль» связанных с ними индустрий в экономике. Также снизилась доля чёрных металлов (–0,23 п.п., до 1,84%) и лесных грузов (–0,1%, до 1,42%). 

В то же время увеличилась доля цемента (+0,14 п.п., до 0,44%). Прибавили и удобрения (+3,51 п.п., до 9,29%). В перспективе можно ожидать продолжения этой тенденции. Крупнейший производитель – «Беларуськалий» – заявил, что в 2011 году рассчитывает экспортировать около 7,3 млн тонн удобрений (на 7,3% больше, чем в 2010 году). При этом компания ожидает валютную выручку на уровне $3 млрд (в 2010 году, по оценкам экспертов, $2,1 млрд). 

Но главным экспортным товаром Белоруссии всё же являются нефтепродукты. На фоне увеличения спроса на них в соседних странах наибольшую прибавку к доле в структуре КАРГО-индекса получили нефтяные грузы (+7,78 п.п., до 31,2%, по итогам августа). 

Между тем тревожные сигналы о состоянии дел в Белоруссии подаёт и официальная статистика. В январе – августе ВВП страны в годовом исчислении увеличился на 9,1% против 9,4% за семь месяцев. В дальнейшем торможение может продолжиться. По новым прогнозам МВФ, ВВП Белоруссии в 2011 году может вырасти лишь на 5% (ранее ожидалось 5,5%), а в 2012 году – на 1,2% (ранее – 1,4%).

Во многом это связано с продолжающимся валютным кризисом. Президент Александр Лукашенко согласился даже отпустить курс национальной валюты. В сентябре на первой свободной торговой сессии белорусский рубль упал к доллару США на 60%. По факту это была вторая подряд девальвация. 

Установление рыночного курса белорусского рубля было важным требованием МВФ на переговорах о выделении республике нового кредита. Но, по мнению главы белорусской миссии Фонда Криса Джарвиса, этого недостаточно. Нужна реализация комплекса мер, причём фонд советует и такие непопулярные шаги, как ужесточение политики в области заработной платы. Поэтому выделение нового кредита МВФ пока не одобрено. По словам главы Нацбанка Белоруссии Надежды Ермаковой, в конце октября стартует новый раунд переговоров с фондом. 

Пока же республика ищет другие пути решения проблем. Ранее Минск обратился в ЕврАзЭС с просьбой о кредите в $2 млрд и к России ещё об $1 млрд. Москва отказалась выделять деньги напрямую, а по соглашению с ЕврАзЭС Минск получит $3 млрд в течение трёх лет. 

Белоруссия обратилась за помощью также к Китаю, межправительственное соглашение о сотрудничестве с которым было заключено ещё в 1992 году. Как стало известно в сентябре, Пекин предоставит Минску кредит в размере $1 млрд. Председатель Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей У Банго пояснил, что эти средства пойдут на реализацию совместных проектов. В их числе строительство Витебской ГЭС и завода по производству соды в Гомеле, модернизация Добрушевской бумажной фабрики, создание системы спутниковой связи и вещание на территории Белоруссии китайской компании «Великая стена», а также совместного индустриального парка. Несколькими месяцами ранее Китай уже выдал Белоруссии кредит на сумму порядка $1 млрд. Эти средства пошли на строительство завода по производству целлюлозы в Светлогорске ($654 млн), реконструкцию автодороги Минск – Гомель ($340 млн) и электрификацию железных дорог ($64 млн). Причём во всех этих проектах предусмотрено, что поставщиками являются китайские компании. То есть Пекин стимулирует своих экспортёров к активному освоению белорусского рынка. 

Кроме того, страны заключили соглашение, закладывающее юридическую базу для участия китайских инвесторов в покупке белорусских активов. Подобного рода бумаг ранее Минск ни с кем не подписывал. При этом число привлекательных активов в республике ограничено – это нефтеперерабатывающие, машиностроительные и молочные заводы, а также производители удобрений. И ранее основными претендентами на них назывались российские компании. Теперь Минск пытается создать здесь настоящую конкуренцию, что может повысить прибыль от приватизации. Впрочем, тут многое будет зависеть также и от «настроения» белорусских властей, которое, как показывает практика, зачастую переменчиво. 

В досье

Динамика изменения КАРГО-индекса, %
19_4_kargo_1.png
КАРГО-индекс по отношению к аналогичному периоду предыдущего года, %
19_4_kargo_2.png
Структура КАРГО-индекса, %
19_4_kargo_3.png
Автор: Юлия Громадская

Новости

2 ч
5 ч
5 ч
6 ч
7 ч
8 ч
9 ч
2 д
2 д
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «КАРГО-индекс»