Подписка 1520 - PDF

Осенние тревоги

Четверг, 06.10.2011 в 00:00
Осенние тревоги
Трёхлетнюю годовщину начала глобального кризиса многие эксперты встретили апокалиптичными прогнозами о подходе второй волны. И хотя понятно, что новый кризис может сильно ударить по странам, экономика которых зависит от ситуации на мировых рынках, власти России и Украины пока не выказывают особого беспокойства, заверяя, что восстановление продолжится. Белоруссия же живёт по уникальному сценарию и борется со своими собственными проблемами, а власти страны говорят, что самый сложный период позади. Впрочем, по последним данным официальной статистики, начинают проявляться негативные изменения, о которых давно уже сигнализируют региональные КАРГО-индексы всех трёх стран.

Американский экономист, профессор Нью-Йоркского университета Нуриэль Рубини, прославившийся точным прогнозом кризиса конца 2000-х, на днях заявил, что вторая волна неизбежно поглотит мировую экономику уже в конце этого года или в начале будущего. А известный финансист Джордж Сорос сказал, что на мир надвигается новая Великая депрессия. Заявления официальных лиц, традиционно более осторожных в своих высказываниях, также далеки от оптимизма. Так, канцлер Германии Ангела Меркель назвала «мечтами» рассуждения о быстром решении всех проблем.

На этом фоне позиция, которую заняли власти России, Украины и Белоруссии, выглядит достаточно уверенной. Так, в начале октября российский премьер Владимир Путин говорил, что не разделяет мнения о приближающейся второй волне и попросил не нагнетать ситуацию. А первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов отметил, что в любом случае сейчас страна «подготовлена к кризису лучше, чем в 2008 году». Схожие оценки прозвучали и на Украине. «Уверен, что мы справимся с новыми вызовами и пойдём по траектории стабильного прогрессивного развития ещё более сильными», – сказал президент страны Виктор Янукович. Что касается Белоруссии, если верить заявлениям её официальных лиц, на фоне нарастающего напряжения в мире республике и вовсе удаётся успешно решать свои застарелые проблемы. «То, что мы пережили, – это нам в плюс. Мы уже это прошли, наше население, наш народ уже это выдержал, вытерпел, им (западным странам. – Ред.) – придётся пройти», – заявил белорусский лидер Александр Лукашенко, подчеркнув, что до конца года бушующий в стране валютный кризис будет преодолён.

Впрочем, данные региональных транспортных индикаторов свидетельствуют о том, что положение дел в реальном секторе экономик всех трёх стран не безоблачно. Пока лишь в России известны итоги сентября, на Украине и в Белоруссии ориентироваться приходится на августовские данные. Но общие тенденции всё же заметны.

Так, в последнем месяце лета значение украинского КАРГО-индекса, вычисленного по отношению к тому же периоду минувшего года, составило 108,5%. То есть начавшийся ещё в феврале процесс торможения наблюдался и на протяжении всего лета (в июле индекс находился на уровне 110%, а в июне – 111,9%). 

Белорусский транспортный индикатор также свидетельствует об ухудшении ситуации. В августе освобождённое от влияния сезонного и календарного факторов значение КАРГО-индекса составило 94,1%, что ниже уровня июля (98,6%) и июня (94,2%). 

Что касается России, то и здесь всё лето региональный транспортный индекс провёл в «красной» зоне – его значение в июне составило 97,6%, в июле – 96,2%, в августе – 93,9%. В начале осени негативный тренд переломить не удалось. Так, по итогам сентября значение российского КАРГО-индекса, рассчитанное по отношению к аналогичному периоду предыдущего года, составило 93,1%.

Официальная статистика в России долгое время придерживалась диаметрально противоположной точки зрения на происходящие процессы. Так, Индекс выпуска в базовых отраслях, который рассчитывается Росстатом с запозданием в месяц, не только всё лето оставался в позитивной зоне, но и демонстрировал увеличение темпов роста (в августе его значение составило 106,5% к тому же периоду 2010 года, а в июле – 105,9%). Однако уже в сентябре и здесь картина может измениться. Данные по Индексу выпуска ещё не опубликованы, но обнародованные сведения об объёмах промпроизводства вселяют определённые опасения. Как сообщил Росстат, промышленное производство в России в годовом выражении в январе – сентябре 2011 года выросло на 5,2%, в сентябре – на 3,9%. Но в месячном выражении показатель снизился на 0,8%, а с исключением календарного и сезонного факторов – на 0,3%.

Не внушают оптимизма и итоги работы железнодорожного транспорта. В сентябре объём погрузки на сети российских железных дорог вырос по отношению к тому же периоду прошлого года лишь на 0,6%, что фактически соответствует уровню последнего месяца лета (+0,5%). Напомним, темпы роста погрузки в августе были самыми низкими с начала 2011 года. 

Таким образом, число тревожных сигналов о состоянии дел в экономике продолжает увеличиваться. И в этой ситуации особенно важным представляется анализ роли, которую играют различные отрасли, с точки зрения оценки потенциальной возможности относительно безболезненного «прохода» новых глобальных потрясений.

На фоне нарастания внешних рисков можно выделить два основных тренда. Во-первых, заметно сокращается влияние одного из «китов» – строительной индустрии. Доля соответствующих грузов в структуре российского КАРГО-индекса в августе составила 21,07%, что на 14,11 процентного пункта (п.п.) ниже уровня того же месяца 2010 года. По итогам сентября значение показателя составило 21,62%, что на 13,87 п.п. меньше значения в сентябре 2010-го.

Во-вторых, растёт значение экспортоориентированных отраслей, для России –  прежде всего топливной. В августе доля «нефтянки» в структуре транспортного индикатора составляла 63,74% (+10,49 п.п. по сравнению с последним месяцем лета 2010 года), а в сентябре – 63,05% (+10,32 п.п.)

Интересно, что схожие тренды прослеживаются и при анализе структуры региональных транспортных индексов Украины и Белоруссии: падает доля «стройки» и растёт влияние отраслей, ориентированных на экспорт (для Украины это прежде всего чёрная металлургия, Белоруссии – нефтепереработка и производство удобрений). А это ещё одно подтверждение того, что новый глобальный экономический кризис, который неизбежно отразится на спросе на продукцию основных экспортоориентированных отраслей всех трёх соседних государств, пройти без потерь будет достаточно сложно.

В досье

КАРГО-индексы – семейство транспортных индикаторов, позволяющих анализировать состояние реального сектора экономики через показатели работы железнодорожного транспорта. В настоящее время по единой методике ведётся расчёт индикаторов для трёх стран: России, Украины и Белоруссии. 
В расчётную базу КАРГО-индекса входят наиболее значимые грузы, обеспечивающие не менее 70% от общего объёма погрузки в каждой из стран. 
В России это девять грузов, в Белоруссии – семь, а на Украине – шесть. Весовые коэффициенты для каждого груза рассчитаны в зависимости от выручки организаций, специализирующихся на соответствующем виде экономической деятельности (данные предоставляются государственными статистическими службами стран). Размерность КАРГО-индекса – проценты, точка отсчёта – январь 2006 года (100%). Анализ структуры транспортного индикатора даёт возможность отслеживать изменения роли каждой отрасли в экономике страны. Подробная информация о методологии расчёта и значениях региональных КАРГО-индексов представлена на сайте www.cargoindex.ru.

В досье

Динамика региональных КАРГО-индексов по отношению к аналогичному периоду прошлого года, %
20_4_kargo_1.png

Структура региональных КАРГО-индексов 
в августе 2011 года, %
20_4_kargo_2.png

КАРГО-индекс (Россия) и Индекс выпуска Росстата 
по отношению к аналогичному периоду 
прошлого года, %
20_4_kargo_3.png
Автор: Юлия Громадская

Новости

Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «КАРГО-индекс»