Подписка 1520 - PDF

В поисках баланса управления

Пятница, 05.08.2011 в 00:00
В поисках баланса управления
Министерство инфраструктуры Украины обнародовало законопроект о создании органа государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий в сфере транспорта – Национальной комиссии регулирования транспорта (НКРТ). 

За создание подобного органа выступал Антимонопольный комитет Украины. В апреле 2010 года министерство экономики Украины обнародовало законопроект, которым предусматривается внесение изменений в некоторые нормативные акты. И, в частности, создание НКРТ. Сегодняшний проект разработан во исполнение национального плана действий на 2011 год по внедрению программы экономических реформ президента Украины 
на 2010–2014 годы.

В случае утверждения этого документа полномочия министерства по регулированию тарифной политики в сфере транспорта и связи перейдут в ведение НКРТ.

«Создание Национальной комиссии регулирования транспорта должно стать весомым  рычагом обеспечения повышения эффективности государственного регулирования деятельности на рынках естественных монополий и смежных рынках в области транспорта, в частности по вопросам формирования ценовой (тарифной) политики», – говорится в официальном сообщении министерства инфраструктуры Украины.

Принцип расчёта транспортных тарифов в НКРТ будет базироваться  на себестоимости услуг с учётом получения прибыли, конъюнктуры международного транспортного рынка, рода груза и его стоимости, логистических схем транспортировки грузов, конкурентоспособности альтернативных направлений перевозок и ряда других факторов.

Кроме того, при регулировании тарифов на транспортные услуги будут учитываться расходы, которые в соответствии с действующим законодательством  Украины относятся к издержкам производства и обращения. Комиссия оценит потребности субъектов монополии в инвестициях, ожидаемый доход от предоставления услуг по разным тарифам, удалённость пунктов назначения при предоставлении транспортных услуг, государственные дотации. 

К смежным рынкам, регулируемым в соответствии с настоящим законом, относятся внутренние и международные перевозки пассажиров и грузов железнодорожным, воздушным, речным и морским транспортом.

Программой предусмотрено обеспечение независимой деятельности НКРТ до конца 2012 года. Сейчас законопроект находится на рассмотрении в кабинете министров. 

В пресс-центре «Укрзализныци», которую, по мнению экспертов, деятельность НКРТ коснётся в первую очередь, на новость отреагировали следующими словами: «В случае если проект будет принят, нам придётся исполнять закон». 

По мнению руководителя экспертной группы «Менеджмент Консалтинг Групп» Дмит-рия Подтуркина, в случае если Нацкомиссия регулирования транспорта будет подчинена министерству инфраструктуры Украины, то больших изменений в области тарифной политики не предвидится: «Органу необходимо придать специальный статус. Например, как у Национальной комиссии регулирования электроэнергетики Украины, что позволит проще решать процессы согласования тарифов и многое другое. Хотелось бы отметить и следующую проблему. Сейчас тарифы взаимосвязаны между собой, существует перекрёстное субсидирование.  В том случае, если перекрёстное субсидирование, за счёт которого ранее покрывались убытки и альтернативы которому  на сегодняшний день просто не существует, будет отменено,  железная дорога просто-напросто  встанет. Именно поэтому транспортники противились созданию такой комиссии. Свободное ценообразование или учёт в грузовых тарифах только затрат на непосредственную перевозку грузов вполне может привести к временному, так называемому, коллапсу». 

Действительно, в законопроекте в ст. 4 отмечено о «необходимости избежания перекрёстного субсидирования одних транспортных услуг за счёт других».

Несколько иное мнение на этот счёт у эксперта Центра политического и экономического анализа Ирины Кава: «Благодаря созданию Нацкомиссии регулирования транспорта тарифная политика будет вестись абсолютно независимо и станет более объективной. На мой взгляд, эта мера позитивно отразится на «Укрзализныце» как элемент одного из этапов реформирования. Что касается перекрёстного субсидирования, вся программа реформ президента Украины чётко фиксирует, что на Украине необходимо отказываться от этого вида субсидирования, в данном случае этот  рудимент убивает как пассажирские, так и грузовые перевозки. Стоит отметить, что создание НКРТ идёт параллельно с разработкой новой методики тарифов на грузовые и пассажирские перевозки. В новой методике эти тарифы будут безубыточны. В систему тарифообразования  пассажирских перевозок закладывается механизм, который позволяет   компенсировать убытки за счёт государственного бюджета, а не за счёт грузовых перевозок». 

Об основных мотивах создания НКРТ «Гудку-1520» рассказал первый заместитель главы Антимонопольного комитета Украины Юрий Кравченко. По его словам,  «необходимость создания такого органа связана в первую очередь со спецификой рынков, находящихся в состоянии естественной монополии. В таких отраслях не действуют конкурентные механизмы. И в результате – на этих рынках не обеспечивается справедливый баланс интересов между производителем и потребителями».
Автор: Наталья Решетняк

Новости

7 ч
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «Государственное регулирование отрасли»