Подписка 1520 - PDF

Накладная сложением

Четверг, 21.07.2011 в 00:00
Накладная сложением
Железнодорожные ад­ми­­ни­страции «пространства 1520» уже несколько лет ведут напряжённую работу по гармонизации транспортного права. И прежде всего внедрению унифицированной накладной ЦИМ/СМГС. Однако грузовладельцы по-прежнему не спешат использовать этот документ. 

В отличие от автомобильного, морского и воздушного транспорта, где используется унифицированное транспортное право, железнодорожный транспорт такими преимуществами похвастать не может. 

«За счёт использования инструментов правовой гармонизации удельный вес автомобильного транспорта в международных грузовых наземных перевозках продолжает устойчиво расти, в том числе за счёт железных дорог, – отмечает заместитель начальника правового управления ЦФТО ОАО «РЖД» Любовь Рогачёва. – Эта тенденция характерна как для Европы, где доля автомобильного транспорта в наземных перевозках грузов уже выше 75%, так и для СНГ. В частности, в России автомобильный транспорт является основным видом транспорта при ввозе импортных товаров в страну». 

По её словам, железнодорожный транспорт играет большую роль во внутренних и региональных перевозках грузов, но объёмы и интенсивность трансконтинентальных железнодорожных перевозок по-прежнему невелики. И одна из причин этого – различие правовых систем ЦИМ и СМГС.

«Сосуществование двух разных правовых режимов, возможно, было оправданно в период разных экономических блоков на континенте, но сегодня  это основное препятствие для предоставления глобальных услуг железнодорожного транспорта в рамках трансконтинентальных коридоров, связывающих Европу, Россию и Китай», – отметил старший советник Международного комитета железнодорожного транспорта (CIT), координатор проекта ЦИМ/СМГС Эрик Евтимов. 

Он напомнил, что переоформление накладных на стыковых пунктах может приводить к ошибкам, в результате возникают задержки в поставках грузов, а также правовая неопределённость. 

Чтобы исправить эту ситуацию, Международный комитет железнодорожного транспорта  совместно с Организацией сотрудничества железных дорог (ОСЖД) разработали унифицированную накладную ЦИМ/СМГС, которая также признана в качестве таможенного документа. Она может использоваться при трансграничных грузовых железнодорожных перевозках с 1 сентября 2006 года. «Унифицированная накладная может быть также доступна в электронном виде. Это особенно важно в связи с требованием ЕС о предварительном информировании», – отметил Эрик Евтимов. 

В настоящее время регулярные перевозки по унифицированной накладной ЦИМ/СМГС осуществляются по второму и третьему коридорам ОСЖД, в основном из Чехии и Словакии. По информации ЦФТО, в течение 2010 года на станции РЖД по накладной ЦИМ/СМГС прибыло 36226 отправок. Из них 36201 – контейнерные (443,4 тыс. тонн груза). Это почти в два раза больше, чем в 2009 году. За январь – июнь 2011 года на станции РЖД по накладной ЦИМ/СМГС прибыло 18755 отправок (18734 – контейнерные). 

«Учитывая, что за переоформление на пограничных станциях накладной ЦИМ на накладную СМГС и в обратном направлении по каждой отправке согласно Международному железнодорожному транзитному тарифу (МТТ) и Единому транзитному тарифу (ЕТТ) взимается соответственно 8,7 и 8 швейцарских франков, отправители в сутки на перевозках по накладной ЦИМ/СМГС уже экономят 870–800 швейцарских франков», – отмечает Любовь Рогачёва. По её словам, грузоотправители экономят и на времени доставки груза, так как, по данным, например, Белорусской железной дороги, простой контейнеров на станции Брест при применении накладной ЦИМ/СМГС сокращается до 16 часов. 

ЦФТО убеждает грузоотправителей, осуществляющих экспортные отправки в направлении Восток – Запад, перейти на унифицированную накладную ЦИМ/СМГС. Но, по словам Любови Рогачёвой, они не проявляют в этом заинтересованности по нескольким причинам. Практически все отправители крупных партий грузов заключают договор купли-продажи на условиях, по которым покупатель оплачивает товар  до его предъявления к перевозке. «Из этого следует, что отправителя не интересует, как быстро получит груз получатель», – отмечает представитель ЦФТО. В перевозках по накладной ЦИМ/СМГС заинтересован прежде всего покупатель, который и должен предлагать продавцу при заключении договора купли-продажи использовать именно унифицированную накладную. Структурные подразделения СФТО должны проводить «индивидуальную работу с отправителями грузов» по переходу на унифицированную накладную. 

Затруднения в применении накладной ЦИМ/СМГС российскими отправителями также связаны с необходимостью согласования перевозок с получателями груза, в то время как перевозка грузов по этой накладной на станции РЖД и на многие станции железных дорог колеи 1520 осуществляется без какого-либо согласования.

Начальник отдела условий перевозок в международном сообщении Главного коммерческого управления «Укрзализныци» Ольга Фисенко сообщила, что в 2011 году планируется осуществить более 9,5 тыс. отправок, оформленных накладными ЦИМ/СМГС.  За 4 месяца 2011 года осуществлено 3170 таких отправок.   

«Применение унифицированной накладной ЦИМ/СМГС сегодня  актуально при мультимодальных перевозках грузов в направлении Балтийское море – Чёрное море, а также для дальнейшего развития сотрудничества в области транспорта (включая комбинированные и мультимодальные перевозки) между странами Европы, Кавказа и Азии», – резюмировала Ольга Фисенко.

«Наиболее впечатляющие результаты в применении накладной ЦИМ/СМГС могут быть достигнуты при её использовании при перевозках на Восток и с Востока. Очень большую заинтересованность в этом вопросе проявляет и Китай. Присоединение с 2011 года Монголии и Казахстана к проекту ЦИМ/СМГС позволит данный проект сделать  трансконтинентальным. Однако, к сожалению, пока перевозки по унифицированной накладной из Европы в Монголию и Казахстан и в обратном направлении не осуществляются, а Китайские железные дороги не присоединились к её применению», – отметила Любовь Рогачёва.

Зато накладная ЦИМ/СМГС активно применяется при перевозках на Украину. По данным «Укрзализныци», в 2010 году по этой накладной осуществлено 4,5 тыс. отправок, из них транзитом по территории Украины – около 2 тыс. В основном это перевозка автозапчастей в контейнерах из Румынии в Россию для предприятия «Автофрамос». За 4 месяца 2011 года по этому маршруту было перевезено 1260 контейнеров, оформленных по накладной ЦИМ/СМГС. 

Практическое применение накладной ЦИМ/СМГС

Количество отправок грузов с использованием накладной ЦИМ/СМГС в 2010 году
10_diagramm_1.jpg

Количество отправок грузов с использованием накладной ЦИМ/СМГС за 5 месяцев 2011 года
10_diagramm_2.jpg

Применение единой докладной ЦИМ/СМГС в рамках коридоров
11_karta.jpg

Развитие перевозок грузов с использованием унифицированной накладной ЦИМ/СМГС
11_diagramm.jpg
Автор: Денис Виксне

Новости

6 ч
6 ч
6 ч
6 ч
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «Полигон»