Подписка 1520 - PDF

Труба на рельсах

Пятница, 05.08.2011 в 00:00
Труба на рельсах
Объём перевозок нефти и нефтепродуктов составляет около 30% от всех перевозок железных дорог стран СНГ и Балтии. Этому способствует общая конъюнктура рынка, политика государств СНГ и ситуация в области нефтедобычи. В настоящее время общий парк собственных цистерн железнодорожных администраций «пространства 1520» составляет порядка 98,5 тыс. цистерн. И к концу текущего года должен перешагнуть знаковую отметку в 100 тыс. единиц. 

ЗАО «Азербайджанские железные дороги» (Azerbaycan Demir Yollari, ADY) последний раз приобретало цистерны в 2004 году – 102 единицы за счёт средств Европейской комиссии в размере $2 млн. В настоящее время его парк цистерн составляет около 3,9 тыс. В рамках реализации «Государственной программы по развитию железнодорожной транспортной системы Азербайджана на период 2010–2014 годов» дорога намерена в текущем году закупить для транспортировки нефти около 300 вагонов-цистерн.

«Мы ведём соответствующие переговоры и заинтересованы в привлечении частных компаний, занимающихся перевозками нефти и нефтепродуктов, к закупкам новых цистерн», – рассказал «Гудку-1520» председатель ADY Ариф Аскеров.

По мнению Арифа Аскерова, закупка цистерн позволит полностью покрыть недостаток ёмкостей для перевозки нефти и нефтепродуктов в свете роста транзитных перевозок из Казахстана и Туркмении. Однако он не уточнил при этом необходимый объём вложений. 

Известно, что средняя стоимость одной железнодорожной цистерны в настоящее время составляет порядка $60 тыс. 

Белорусская железная дорога (БЖД) в текущем году планирует приобрести у российских «Алтайвагонзавода» и «РузХимМаша» 1250 вагонов-цистерн. Как рассказал заместитель начальника дороги Владимир Балахонов, в настоящее время в парке БЖД порядка 6800 цистерн.

«В 2010 году мы приобрели около 400 цистерн. Но даже с приобретением в текущем году новых невозможно будет полностью покрыть все потребности в перевозке нефти и нефтепродуктов, поскольку в настоящее время износ парка цистерн БЖД составляет порядка 60%. Однако мы сейчас сконцентрированы на обновлении парка полувагонов. В программе развития БЖД учитывается ежегодное приобретение 2 тыс. цистерн, будем ориентироваться на потребности рынка», – сказал он.

По его словам, для удовлетворения потребностей дороги в цистернах в 2011 году планируется начать их производство на Осиповичском вагоностроительном заводе (Белоруссия) мощностью 2,5 тыс. грузовых вагонов и 2 тыс. танк-контейнеров в год. Учредителями нового производства стали российская компания «Гранд Экспресс» (её доля – 74%) и БЖД. 

«На этом заводе планируется производить крупноузловую сборку цистерн с последующей локализацией производства. Заводы-производители России и Украины будут поставлять нам котлы, тележки и литьё. Какие именно заводы – пока не могу сказать, так как ещё не подписаны договоры. В этом году планируется только сборка производства», – отметил господин Балахонов. 

Грузинская железная дорога (ГЖД) в вопросе обновления парка цистерн также делает ставку на собственное производство. Руставский вагоностроительный завод получил от ГЖД заказ на строительство 200 вагонов-цистерн. По словам министра экономики и устойчивого развития Грузии Вероники Кобалии, общая стоимость заказа составляет $22,2 млн. 

«Объём перевозок по ГЖД увеличивается и потребность в новых вагонах также растёт, всё это в свою очередь способствует росту доходов Руставского вагоностроительного завода. В 2010 году объём грузоперевозок компании составил 19,8 млн тонн, из них 11,6 млн тонн приходится на нефть и нефтепродукты, остальное – на сухие грузы. Изготовленные на Руставском заводе новые вагоны-цистерны будут использоваться ГЖД для транспортировки топлива», – добавила она. 

Национальная железнодорожная компания «Казахстан темир жолы» (КТЖ), напротив, решила ограничиться существующим парком вагонов-цистерн. 

Как рассказал «Гудку-1520» начальник управления корпоративного развития компании «Казтемиртранс» (грузовая «дочка» КТЖ) Серик Баймагомбетов, спрос на нефтепродукты имеет ярко выраженный сезонный характер, пики которого приходятся на зимний период, на отопительный – на топливо, а на лето, соответственно, на моторное.

«Существенным фактором, влияющим на перевозку нефти и нефтепродуктов, является и количество инвентарного парка и собственного парка нефтеналивных цистерн, достаточного для обеспечения нужд грузоотправителей. Большинство экспортных перевозок нефти осуществляется в цистернах собственного парка вагонов, причём их количество имеет тенденцию ежегодного увеличения», – сказал он. 

В настоящее время в парке КТЖ порядка 7200 вагонов-цистерн. 

«С цистернами у нас проблем нет, поскольку ещё у частников много такого подвижного состава. Кроме того, в 2012 году в Казахстане запускается нефтепровод, то есть в трубу уйдёт около 40% нефти. Поэтому нет экономической эффективности в приобретении дополнительных цистерн», – добавил господин Баймагомбетов. 

В парке цистерн Государственной администрации железнодорожного транспорта Украины («Укр­зализныця», УЗ) насчитывается порядка 9,5 тыс. вагонов со степенью износа в 81%. По словам заместителя начальника управления тарифов, начальника управления договоров Главного коммерческого управления «Укрзализныци» Ольги Саниной, общий парк цистерн на Украине с учётом собственных составляет более 26 тыс. единиц. 

«Возможности «Укрзализныци» позволяют освоить грузопоток нефтеналивных грузов более 100 млн тонн. Перерабатывающая способность морских портов Украины и припортовых терминалов по нефти и нефтепродуктам составляет порядка 50 млн тонн. 
Имея такой потенциал, одним из приоритетных направлений деятельности УЗ считает развитие транзитных перевозок грузов. В общих объёмах перевозок нефти и нефтепродуктов транзит занимает около 40%», – сказала она. 

Уже в 2011 году УЗ намерена приобрести 500 тыс. цистерн одного из немецких заводов и ОАО «Крюковский вагоностроительный завод». 

При этом, как отметил первый заместитель генерального директора «Укрзализныци» Николай Сергиенко, администрация не имеет достаточных финансовых ресурсов для закупки грузовых вагонов в необходимом количестве. Поэтому для обновления инвентарного парка железнодорожники удлиняют нормативно установленный срок эксплуатации после технического обследования научными организациями путём капитального и других видов ремонта, а также проводят комплексную модернизацию вагонов. 

По мнению руководителя отдела маркетинга и аналитических исследований лизинговой компании Brunswick Rail Дмитрия Бовыкина, с 2010 года спрос на железнодорожные цистерны резко увеличился, так как существующий парк цистерн в силу возраста и ограниченного размера не способен обеспечить необходимого прироста погрузки.

«Спрос на перевозки нефти и нефте­продуктов железнодорожным транспортом резко вырос в 2010 году и продолжает увеличиваться. Основные причины роста –  это повышение перевозок сырой нефти на железнодорожном участке ВСТО и увеличение объёмов переработки на новых и модернизируемых нефтеперерабатывающих заводах в России», – отметил он. 
Автор: Рина Мориц

Новости

7 ч
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «Парк»

Вторник, 13.11.2018 в 06:57
Вторник, 13.11.2018 в 06:14
Суббота, 20.10.2018 в 05:10