Подписка 1520 - PDF

Нерастраченный талант

Пятница, 08.07.2011 в 00:00
Нерастраченный талант
После нескольких месяцев торможения в реальном секторе Украины вновь фиксируется ускорение роста. Об этом свидетельствуют и региональный КАРГО-индекс, и официальная статистика. Впрочем, будет ли подъём долгим, пока ещё не ясно. Правительственная политика не стимулирует производство, а рост экспортоориентированных отраслей сдерживается конъюнктурой мировых рынков. При этом Всемирный банк заявляет, что потенциал страны во многом остаётся нереализованным. Но украинцев сейчас больше беспокоит другой вопрос: не повторит ли гривна судьбу белорусского рубля? 

В последние три месяца темпы восстановительного роста украинской экономики непрерывно замедлялись. Однако май преподнёс приятный сюрприз. По итогам месяца абсолютное значение КАРГО-индекса составило 123,6%. Это на 6 процентных пунктов (п.п.) больше, чем в апреле. То есть темп роста показателя за месяц фактически удвоился (в апреле по сравнению с мартом абсолютное значение КАРГО-индекса возросло на 3,1 п.п.). 

Положительная тенденция наблюдается и при анализе показателя, рассчитанного к аналогичному периоду предыдущего года, то есть освобождённого от влияния сезонного и календарного факторов. Так, в мае-2011 по отношению к маю-2010 КАРГО-индекс увеличился на 10,6%. Это выше итогов апреля (+7,3%) и марта (+9,9%), хоть и заметно ниже уровня первых двух месяцев года (+13,1% в феврале и +15,8% в январе). Кроме того, майское оживление может отчасти объясняться низкой базой сравнения минувшего года.

Несмотря на то что зимние месяцы и с точки зрения Нацбанка Украины (НБУ) были более успешны, его эксперты оценивают нынешнюю ситуацию позитивно. Так, по словам руководителя группы советников главы НБУ Валерия Литвицкого, май продемонстрировал «преодоление лёгкого замедления экономики». Такой вывод основывается на том, что в мае увеличились темпы роста близкого по своей природе к КАРГО-индексу индекса выпуска в базовых отраслях, который вычисляется Нацбанком. Этот индикатор увеличился по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 9,1% против роста в апреле на 6,7%, а в марте – на 8,5%. 

В числе положительных факторов эксперты НБУ называют оживление в розничной торговле (рост за пять месяцев на 15,2% против 13,8% за январь – апрель), а также улучшение ситуации в строительной индустрии (объём выполненных работ увеличился на 13,2% против 11,6% соответственно). Но основные проекты в «стройке» по-прежнему связаны лишь с подготовкой страны к чемпионату Европы по футболу-2012, так что это нельзя рассматривать как долгосрочный тренд. А если говорить о торговле, то существующий спрос удовлетворяется не за счёт увеличения внутренного производства, а за счёт импорта, темпы роста которого практически превысили докризисный уровень. Впрочем, экспертами НБУ позитивно оцениваются и показатели работы транспорта. 

Если говорить о железнодорожном транспорте, то в целом по итогам мая зафиксирован рост объёма погрузки на 10,1% по отношению к аналогичному периоду предыдущего года. При этом необходимо отметить, что впервые за всё время вычисления украинского КАРГО-индекса зафиксирован рост объёмов погрузки по всем входящим в состав транспортного индикатора грузам. В том числе показатель по железным и марганцевым рудам увеличился на 1,6%, чёрным металлам – на 3,9%, каменному углю – на 6%, нефтяным грузам – на 12,5%, а строительным – на 14%. 

Кроме того, объём погрузки зерна, роста которого не наблюдалось с декабря 2009 года, увеличился более чем в два раза. Причём высокие результаты связаны в первую очередь с увеличением внутренних перевозок, а не поставок на экспорт. Ведь в мае свободно вывозить можно было лишь кукурузу, а ограничения на экспорт пшеницы и ячменя были сняты только с 5 июня. 

Тем не менее  резкий рост объёмов погрузки зерна оказал основное влияние на изменения в структуре транспортного индикатора. Так, в мае доля зерна по сравнению с аналогичным периодом 2010 года увеличилась на 2,53 п.п. и составила 5,18%. Что касается долей других пяти грузов, входящих в расчётную базу КАРГО-индекса, то здесь изменения происходили во многом под влиянием лидера – зерна. В результате незначительное увеличение доли зафиксировано лишь у строительных (+0,89 п.п., до 30,4%) и нефтяных (+0,05 п.п., до 2,92%) грузов. Снизилась доля руды (–0,7 п.п., до 7,86%), чёрных металлов (–1,3 п.п., до 19,97%) и каменного угля (–1,46 п.п., до 33,67%). 

Несмотря на некоторое оживление экономики Украины в мае, Мировой банк прогнозирует по итогам года достаточно скромные результаты – рост ВВП на 4,5% (в первом квартале, по данным Укрстата, рост на 5,3%). «Но мы считаем потенциал Украины намного больше. Чтобы воплотить его, нужно провести масштабные реформы фискального, структурного и управленского характера», – заявил директор ВБ на Украине, в Молдавии и Белоруссии Мартин Райзер. Однако возможность перемен призрачна – реформа налоговой системы, которая изначально принималась бизнесом на «ура», закончилась акциями протеста на Майдане. А планы президента Виктора Януковича по «шоковой терапии» население воспринимает с юмором, призывая власти уже сейчас готовиться с «антишоковому лечению». 

Но что действительно беспокоит украинцев, так это рост отрицательного сальдо торгового баланса (в январе – апреле оно составило $3,8 млрд против $1,9 млрд за четыре месяца 2010 года). Помня о том, что схожие показатели внешней торговли стали одной из причин бушующего сейчас в Белоруссии кризиса, некоторые эксперты уже говорят о грядущем обесценивании гривны. Официальные власти уверяют, что подобного варианта событий не будет. Впрочем, как заявил премьер Николай Азаров, «как будет развиваться ситуация, посмотрим».

В досье
В расчётную базу КАРГО-индекса, характеризующего состояние экономики Украины через показатели железнодорожного транспорта, входят шесть наиболее важных грузов: чёрные металлы, каменный уголь, нефть и нефтепродукты, марганцевые и железные руды, зерно и продукты перемола, а также строительные материалы. Весовые коэффициенты для каждого груза рассчитаны в зависимости от выручки организаций, специализирующихся на соответствующем виде экономической деятельности (согласно кодам принятого в стране классификатора КВЭД). Размерность КАРГО-индекса – проценты, точка отсчёта – январь 2006 года (100%). Его данные сопоставимы со значениями за аналогичный период предыдущего года Индекса выпуска в базовых отраслях экономики, рассчитываемого ежемесячно Национальным банком Украины. Анализ структуры КАРГО-индекса даёт возможность отслеживать изменения роли каждой отрасли в экономике страны. Подробная методика расчёта индикатора представлена на сайте:  www.cargoindex.ru.
Автор: Юлия Громадская

Новости

4 ч
13 ч
13 ч
13 ч
14 ч
14 ч
19 ч
20 ч
2 д
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «КАРГО-индекс»