Подписка 1520 - PDF

Рынок в руинах

Воскресенье, 19.06.2011 в 00:00
Рынок в руинах







Дмитрий Черноморец, директор по развитию Группы компаний Apply Logistic:                                                       









На сегодняшний день Беларусь переживает самый тяжёлый за всю историю независимости экономический кризис: произошла девальвация белорусского рубля, при этом на рынке отсутствует валюта. 

В СМИ говорится о том, что девальвация составляет 56%, но в реальности белорусский рубль обесценился на 120%. Если раньше предприятиям-импортёрам и транспортным компаниям доллар был доступен по 3150 белорусских рублей, то сегодня – в районе 8–9 тыс. Поясню, что речь идёт о чёрном рынке – официально доллар не продаётся вообще. Т.е. физические лица и компании потеряли более половины денег, находящихся на банковских счетах в национальной валюте.

Отдельным пунктом стоит резко образовавшаяся безработица, цифры которой называть просто страшно. За последний месяц нам пришло столько резюме соискателей, сколько пришло за весь прошлый год. Стоит отметить, что логистическая отрасль одна из самых уязвимых в ситуациях недоступности валюты.

В настоящее время около 70% импортёров находятся в состоянии коллапса. Многие из них распустили персонал, не осуществляют отгрузку товара, поскольку он продаётся за белорусские рубли, а они не могут купить валюту, чтобы рассчитаться с поставщиками. В результате у большинства импортёров примерно на 70% «вымылись» оборотные активы. Например, мы потеряли две трети наших белорусских клиентов. Большинство белорусских компаний стоят в стоп-листах у иностранных поставщиков. Сколько продлится такая ситуация, неизвестно. Власти, как мы видим, не занимают созидательную позицию.

В этой ситуации у Белорусской железной дороги, пожалуй, наименее уязвимая позиция по отношению к другим игрокам рынка транспортно-логистических услуг. Потому что, во-первых, это государственное предприятие. А между государственными предприятиями всё-таки происходит какое-то перераспределение валюты. К тому же основными клиентами БЖД являются также государственные предприятия. Кроме того, БЖД выполняет большую долю экспортных и транзитных операций, то есть получает доходы в валюте от иностранных контрагентов и экспортёров.
В сравнении с БЖД у частных автомобильных перевозчиков и экспедиторов ситуация действительно плачевная.

В текущем положении у участников транспортно-логистического рынка есть только один выход: увеличение тарифов на внутреннем рынке для того, чтобы компенсировать валютные потери, параллельно с этим развивая своё присутствие на внешних рынках. Но быстро выйти на внешние рынки нереально. 

Например, транспортное подразделение нашей группы компаний перешло на расчёты с резидентами Белоруссии только в валюте (вместо грузополучателя оплачивает грузоотправитель) и только по предоплате, поскольку сложившаяся ситуация заставляет нас ставить под сомнение платёжеспособность каждого белорусского клиента. Те же, кто принимает оплату в рублях, устанавливают курс, в два-три раза превышающий официальный, чтобы хеджировать валютные риски.

 Для сравнения: дефолт 1998 года в России значительно уступает по масштабу тому, что происходит сейчас в Белоруссии. И мы сомневаемся, что 70% белорусских потребителей транспортно-логистических услуг смогут вообще остаться на рынке. Единственное, что спасает нашу компанию, это хорошо диверсифицированный бизнес, при этом мы ещё больше активизировали наше присутствие на внешних рынках. Как мы видим, перевод бизнеса в другие страны, преимущественно в Россию и на Украину, или смещение фокуса продаж в эти регионы – распространённая стратегия, которую выбрало большинство игроков рынка транспортно-логистических услуг. И в этой ситуации сложнее всего будет логистическим компаниям, которые владеют складскими активами, т.к. склад не перевезёшь в другую страну, а иностранцам не требуется здесь что-то хранить в объёме существующих складских площадей.
Автор: Дмитрий Черноморец

Новости

2 ч
2 ч
1 д
2 д
2 д
3 д
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «Государственное регулирование отрасли»