Подписка 1520 - PDF

Нарастающее торможение

Вторник, 07.06.2011 в 00:00
Нарастающее торможение
Украинские власти предпринимают всё новые попытки вывести реальный сектор экономики из посткризисного состояния. Однако назвать их успешными сложно. Об этом свидетельствует динамика изменения как КАРГО-индекса, так и индекса выпуска в базовых отраслях экономики Нацбанка.

Темпы роста абсолютного значения КАРГО-индекса ускоряются второй месяц подряд – по итогам апреля показатель составил 117,6% против 114,5% в марте. Впрочем, до уровня четвёртого месяца 2008 года, когда абсолютное значение транспортного индикатора составляло 159,1%, нынешний показатель явно недотягивает. Однако важно отметить, что в 2009 и 2010 годах его значение было намного ниже (99,9% и 105,2% соответственно). 

Между тем динамика изменения КАРГО-индекса по отношению к аналогичному периоду предыдущего года (без учёта сезонного и календарного фактора) выглядит ещё менее оптимистично. Темпы роста этого показателя продолжают снижаться третий месяц подряд. По итогам апреля рост составил 7,3%, хотя ещё месяцем ранее отмечалось увеличение на 9,9%, в феврале – на 13%, а в январе – на 15,8%. Отчасти замедление обусловлено тем, что в начале минувшего года в реальном секторе украинской экономики уже наметились значительные тенденции к восстановлению, и сравнение сегодня идёт с растущей базой. 

На аналогичную динамику указывает и Нацбанк Украины, который вычисляет близкий по своей природе транспортному показателю индекс выпуска в базовых отраслях экономики. Его темпы роста снижаются второй месяц подряд (индикатор Нацбанка начал фиксировать торможение в феврале, а КАРГО-индекс – в январе). В апреле индекс выпуска увеличился по отношению к аналогичному периоду на 6,7%, тогда как в марте был зафиксирован рост на 8,5%, а в феврале – на 10,5%. В пояснительной записке Нацбанка говорится, что в апреле наблюдалось увеличение как потребительского, так и инвестиционного внутреннего спроса, что положительно сказалось на динамике розничной торговли и строительства. Но улучшение ситуации в этих сегментах было нивелировано ухудшением внешнеэкономической конъюнктуры – снижением мирового спроса на рынках, на которые ориентированы украинские экспортёры.

При этом объёмы погрузки основных товаров, которые Украина поставляет за границу, в апреле 2011 года по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года не демонстрировали снижения. В том числе показатель по каменному углю возрос на 7,2%, по чёрным металлам – на 3,8%, а по железной руде остался примерно на том же уровне, что и в апреле 2010 года. 

Впрочем, наибольший прирост погрузки всё же демонстрируют не экспортоориентированные, а строительные грузы (+21,6%). Такой рост во многом связан с увеличением государственного финансирования объектов, сооружаемых к Евро-2012 (по данным Нацбанка, за первый квартал 2011 года по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года рост в 2,4 раза в номинальном выражении). Но этих инвестиций явно недостаточно для выхода строительной индустрии из кризиса. Причём «тормозит» восстановление жилищное строительство. Таким образом, очевидно, что изменения в регулировании индустрии (сокращение числа разрешительных процедур, введение «единого окна» и принципа «молчаливого согласия»), которые были одобрены властями в феврале, пока не оказывают значимого влияния на ситуацию в отрасли. 

Снижение погрузки в апреле было зафиксировано лишь по двум грузам. В том числе на 30% сократился показатель по зерну. Однако в дальнейшем в этом сегменте можно ожидать определённых перемен. Как заявил министр аграрной политики и продовольствия Николай Присяжнюк, кабинет министров Украины принял решение об отмене введённых в октябре минувшего года квот на экспорт зерна. Однако соответствующее постановление правительства пока не опубликовано, а потому не ясно, когда именно ограничения будут сняты (ранее предполагалось, что квоты будут действовать до 1 июля 2011 года). В то же время сельхозпроизводители не в восторге от решения властей, так как на смену квотам до 1 января 2012 года придут экспортные пошлины (9% по пшенице, 12% по кукурузе и 14% по ячменю), введение которых уже одобрила Верховная рада. 

Помимо снижения погрузки зерна, в апреле зафиксировано уменьшение показателя по нефтяным грузам (–10%). По данным Министерства энергетики Украины, только в апреле по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года объёмы переработки нефтяного сырья внутри страны уменьшились на 53,2% (в целом за четыре месяца снижение на 28,9%). Это связано с большими объёмами поставок белорусского топлива. 

Что касается структуры КАРГО-индекса, то на фоне существенного роста погрузки увеличение доли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года демонстрируют только строительные грузы (+3,45 п.п., до 29,34%). При этом под «давлением» лидера снизились доли даже у тех составляющих индикатора, погрузка которых росла или осталась неизменной: чёрных металлов (–0,7 п.п., до 20,99%), руды (–0,57 п.п., до 7,88%) и каменного угля (–0,03 п.п., до 35,79%). Из-за снижения погрузки уменьшилась роль нефтяных грузов (–0,59 п.п., до 3,07%) и зерна (–1,57 п.п., до 2,93%). 

Между тем оптимизм украинских властей по поводу состояния экономики тает буквально на глазах. Вслед за «переносом» сроков выхода из кризиса, озвученным премьер-министром Николаем Азаровым, руководитель группы советников главы Нацбанка Валерий Литвицкий сообщил, что «риск ослабления роста стал обостряться». В связи с этим всё чаще говорится о «перезагрузке факторов роста», что означает переориентацию с экспорта на внутреннее потребление. Президент Виктор Янукович заявил, что благодаря перевыполнению доходной части госбюджета во втором полугодии 2011 года необходимо пересмотреть уровень зарплат и пенсий. Однако при этом есть риск разогнать инфляцию, которая в январе – апреле уже составила 4,7%.
 
В досье
В расчётную базу КАРГО-индекса, характеризующего состояние экономики Украины через показатели железнодорожного транспорта, входят шесть наиболее важных для экономики грузов: чёрные металлы, каменный уголь, нефть и нефтепродукты, марганцевые и железные руды, зерно и продукты перемола, а также строительные материалы. Весовые коэффициенты для каждого груза рассчитаны в зависимости от выручки организаций, специализирующихся на соответствующем виде экономической деятельности (согласно кодам принятого в стране классификатора КВЭД). Размерность КАРГО-индекса – проценты, точка отсчёта – январь 2006 года (100%). Его данные сопоставимы со значениями за аналогичный период предыдущего года индекса выпуска в базовых отраслях экономики, рассчитываемого ежемесячно Национальным банком Украины. Анализ структуры КАРГО-индекса даёт возможность отслеживать изменения роли каждой отрасли в экономике страны. Подробная методика расчёта индикатора представлена на сайте: www.cargoindex.ru.
Автор: Юлия Громадская

Новости

7 ч
8 ч
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «КАРГО-индекс»