Подписка 1520 - PDF

Рост под ураган кризиса

Вторник, 07.06.2011 в 00:00
Рост под ураган кризиса
В ночь на 24 мая Белоруссия девальвировала национальную валюту. Как заявил президент Александр Лукашенко, «нас накрыло второй волной кризиса». Однако официальная статистика даже накануне событий, потрясших экономику страны, продолжала игнорировать проявившиеся ещё в начале весны проблемы. КАРГО-индекс также продолжает показывать рост реального сектора. При этом в методологии расчёта транспортного индикатора произошли изменения, вызванные переменами в структуре белорусской экономики. 

Ежегодная корректировка весов грузов, соответствующих их роли в реальном секторе экономики (она определяется по выручке соответствующих отраслей, рассчитываемой Национальным статистическим комитетом), предусмотрена методологией расчёта КАРГО-индекса. Последние данные интересны тем, что  официальная статистика Белоруссии принципиально изменила подход к структуре экономики. Если раньше доля выручки предприятий реального сектора составляла около 70%, что свидетельствовало о том, что она определяется не по фактическим продажам, а по производству продукции, включая складские запасы. По итогам 2010 года этот показатель составляет 53,8%, что соответствует российскому уровню (стабильный уровень около 50%). Таким образом, в дальнейшем показатели реального сектора экономики Белоруссии в меньшей степени будут искажены искусственным подходом к статистике, оставшимся ещё с советских времён.

 Что касается весовых коэффициентов в КАРГО-индексе, то они увеличились лишь для двух грузов: удобрений и цемента. Доля зерна, чёрных металлов, нефтяных, строительных и лесных грузов уменьшилась. При этом при переходе на новые весовые коэффициенты с начала 2011 года коррективы в значениях КАРГО-индекса (как абсолютного, так и по отношению к аналогичному периоду предыдущего года) находились в рамках статистической погрешности. В то же время значимые изменения произошли в структуре транспортного индикатора. Это позволяет точнее оценить происходящее, что особенно важно в период нарастающего кризиса. 

Официальная статистика пока благодушна. Согласно её данным, за четыре месяца 2011 года ВВП страны увеличился по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 12,3%, что является рекордом для этого периода за последнее десятилетие. КАРГО-индекс также пока фиксирует рост. По итогам апреля абсолютное значение транспортного индикатора составило 138,5%, что стало самым высоким уровнем для этого месяца за всё время наблюдения (с 2006 года). 
Однако по динамике изменения транспортного показателя по отношению к аналогичному периоду предыдущего года видно, что нестабильная ситуация в экономике оказывала влияние на реальный сектор. Темпы роста этого показателя в апреле составили 10,5% против 13,5% в марте и 27,3% в феврале. 

Вместе с тем в апреле объёмы погрузки по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года снижались по двум из семи грузов, входящих в расчётную базу КАРГО-индекса. На 9,5% упала погрузка цемента, на 1,6% – по удобрениям. В то же время погрузка нефтяных грузов возросла на 36,8%, зерна – на 10,8%, а лесных грузов – на 9,4%. Показатель по строительным грузам увеличился на 3,3%, а по чёрным металлам – на 2,2%. 

При этом на структуру КАРГО-индекса серьёзное влияние оказал не только пересмотр весовых коэффициентов каждого груза, но и изменение их погрузки, в особенности значимый рост «нефтянки», который оказывал давление на доли других составляющих индикатора. В результате в апреле 2011 года по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года снизились доли зерна (–1,58 п.п., до 0,6%) и чёрных металлов (–0,28 п.п., до 1,72%), строительных (–5,07 п.п., до 56,82%) и лесных (–0,07 п.п., до 1,5%) грузов. Неизменным остался показатель по цементу (0,35%). Увеличились лишь доли нефтяных грузов (+4,9 п.п., до 29,43%) и удобрений (+2,11 п.п., до 9,58%). Такие изменения показательны, так как оба эти товара во многом обеспечивают валютные поступления в страну. 

Тем не менее сальдо торгового баланса Белоруссии по итогам четырёх месяцев года остаётся отрицательным (–$2,024 млрд), хоть и в меньшем размере, чем годом ранее (–$3,751 млрд). Но белорусские власти ожидают, что после девальвации национальной валюты начнётся снижение импорта. С другой стороны, более 70% в нём составляют промежуточные товары, из них около 50% энергоресурсы, без которых важнейшие отрасли белорусской экономики не смогут работать. Это понимают и власти. По словам Александра Лукашенко, Белоруссия «хотела бы, чтобы Россия с Казахстаном конкурировали, и кто лучшие предложит условия, с тем и будем работать». Но одновременно с этим президент объявил о том, что основной причиной девальвации стал именно скачок цен на энергоресурсы. 

То, что белорусский рубль придётся обесценить, было очевидно давно. Но потеря времени стоила очень дорого: вместо рекомендованных МВФ в январе 20% «зайчик» единовременно потерял по отношению к доллару 56,3%, к евро – 53,1%, к российскому рублю – 53,9%, что стало мировым рекордом в новейшей истории. Впрочем, и после этого валюты больше не стало. В ответ Нацбанк расширил список на разрешённые расчёты в иностранных купюрах. Теперь ими можно расплачиваться в турагентствах, отелях, при расчётах за медицинское обслуживание и образование. А концерн «Белнефтехим» поручил АЗС, находящимся в приграничной зоне и на крупных автомагистралях, продавать топливо нерезидентам только за доллары, евро или российские рубли. 
Определённую поддержку экономике Белоруссии могут оказать средства Антикризисного фонда ЕврАзЭC – $3 млрд в течение трёх лет. По словам премьер-министра Михаила Мясниковича, первый транш ($800 млн) будет получен летом, второй транш ($400 млн) – осенью. «Но это не те средства, которые могут стабилизировать ситуацию на валютном рынке», – сказал Мясникович.

Однако даже их получение под вопросом – одним из условий выделения кредита была приватизация, возможность которой Александр Лукашенко отрицает. «Некоторые политики из-за границы выстроились в очередь и начали кричать, что завтра Лукашенко начинает продавать активы наших ликвидных предприятий, и даже сумму начали называть $7,5 млрд. Я даже один актив за такую цену не продам», – сказал Лукашенко, добавив, что ни МАЗ, ни «Белкалий» никто без его подписи не купит. 

В досье
КАРГО-индекс – транспортный индикатор, созданный газетой «Гудок» и позволяющий отслеживать изменения в реальном секторе экономики через данные о погрузке железных дорог. Расчёт показателя для России, Украины и Белоруссии ведётся по единой методике.

В расчётную базу индекса для Белоруссии входят семь наиболее важных для экономики грузов: чёрные металлы, нефть и нефтепродукты, зерно и продукты перемола, химические и минеральные удобрения, лесные грузы, а также строительные материалы и цемент. Весовые коэффициенты для каждого груза рассчитаны в зависимости от выручки организаций, специализирующихся на соответствующем виде экономической деятельности. Размерность КАРГО-индекса – проценты, точка отсчёта – январь 2006 года (100%). Значение показателя можно сопоставлять со значением за аналогичный период предыдущего года. Анализ структуры КАРГО-индекса позволяет в ежемесячном режиме делать выводы об изменениях роли каждой отрасли в экономике страны. Подробная методика представлена на сайте www.cargoindex.ru.
Автор: Юлия Громадская

Новости

9 ч
10 ч
10 ч
10 ч
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «КАРГО-индекс»