Подписка 1520 - PDF

Равная конкуренция

Среда, 04.05.2011 в 00:00
Равная конкуренция
Анна Сысоева,
заместитель директора департамента формирования Единого экономического пространства Минэкономразвития РФ:

Одной из целей создания Единого экономического пространства (ЕЭП) России, Белоруссии и Казахстана является создание условий для беспрепятственного перемещения пассажиров, багажа, грузов и транспортных средств между тремя государствами. Такое единое транспортное пространство подразумевает единые правила конкуренции, гармонизацию транспортного законодательства и техническую совместимость транспортных процессов.

Ключевым принципом формирования единого транспортного пространства является создание равных конкурентных условий для всех перевозчиков и иных компаний государств ЕЭП, осуществляющих транспортную деятельность и предоставляющих связанные с ней услуги, например, вспомогательные и дополнительные услуги  (ремонт и обслуживание, транспортно-экспедиторская деятельность, логистика).  Это означает, что транспортной компании одного государства, осуществляющей транспортную деятельность на территории другого государства, должен быть предоставлен режим не менее благоприятный, чем режим, действующий в отношении аналогичной национальной компании. Иными словами, речь идёт о предоставлении национального режима перевозчикам и иным лицам в сфере транспортной деятельности.
Для реализации этого принципа 9 декабря 2010 года Российской Федерацией, Республикой Беларусь и Республикой Казахстан было подписано Соглашение о регулировании доступа к услугам железнодорожного транспорта, включая основы тарифной политики.

В качестве целей соглашения определено обеспечение условий для доступа организаций железнодорожного транспорта государства одной стороны на внутренний рынок услуг железнодорожного транспорта государства другой стороны, а также соблюдение баланса экономических интересов между потребителями услуг железнодорожного транспорта и организациями железнодорожного транспорта сторон.

Важным положением соглашения является открытие доступа к услугам инфраструктуры железнодорожного транспорта на территориях сторон. Начиная с 1 января 2015 года стороны обеспечивают доступ перевозчиков к услугам железнодорожной инфраструктуры на своих территориях.

При этом доступ к услугам инфраструктуры будет предоставляться с соблюдением таких принципов, как равенство требований к перевозчикам, установленных законодательством каждого государства, обеспечение перевозчиками надлежащего технического состояния используемого ими подвижного состава, предоставление доступа к инфраструктуре в пределах пропускной способности, исходя из технических и технологических возможностей, проведение в отношении перевозчиков единой ценовой (тарифной) политики, доступность информации о перечне услуг, тарифах и сборах для всех участников перевозочного процесса.

Соглашение не предусматривает, что требования к перевозчикам будут одинаковыми. Это и невозможно ввиду существенных географических, экономических и других различий. Тем не менее ряд требований подлежит унификации, поскольку сегодня существуют различия в правовом регулировании. Например, в России деятельность по осуществлению перевозок железнодорожным транспортом лицензируется, в то время как в Казахстане лицензируется только перевозка особо опасных грузов.

Поэтому соглашение предусматривает обязанность сторон до 1 января 2013 года разработать и принять правила доступа к услугам железнодорожной инфраструктуры в рамках ЕЭП, правила оказания услуг, единые принципы диспетчеризации и распределения пропускной способности инфраструктуры, единые принципы определения приоритетности доступа, а также существенные условия договоров на оказание услуг инфраструктуры, включая вопросы лицензирования.

Другой важный раздел соглашения посвящён вопросам ценообразования на услуги организаций железнодорожного транспорта. Соглашение предусматривает обязанность сторон в срок до 1 января 2013 года унифицировать тарифы на услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов по видам сообщений (экспортный, импортный и внутригосударственный). При этом организациям железнодорожного транспорта с 1 января 2013 года предоставляется право принятия, исходя из экономической целесообразности, решений об изменении уровня тарифов в ценовых пределах, установленных уполномоченными органами сторон.

Также принципиальное изменение состоит в том, что с 1 января 2013 года уполномоченные органы сторон могут устанавливать исключительные тарифы только по согласованию с Комиссией Таможенного союза и в случае невозможности предоставления товаропроизводителям поддержки в иной форме. В этой связи в срок до 1 июля 2012 года стороны должны разработать и принять единые правила установления исключительных тарифов для товаропроизводителей государств ЕЭП. Единые принципы цено-образования позволяют говорить о формировании равных конкурентных условий не только для организаций железнодорожного транспорта, но и для грузоотправителей на территории ЕЭП.

Можно сделать вывод, что меры, принимаемые в рамках реализации Соглашения о регулировании доступа к услугам железнодорожного транспорта, позволят повысить конкурентоспособность грузоотправителей, расширить рынок услуг грузоперевозок, увеличить конкуренцию среди перевозчиков трёх стран, снизить удельные транспортные издержки, ускорить товарооборот.
Автор: Анна Сысоева

Новости

1 д
1 д
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «Спорная территория»