Подписка 1520 - PDF

Будущее восстановление

Среда, 04.05.2011 в 00:00
Будущее восстановление
Украинская экономика никак не может преодолеть последствия кризиса. Об этом свидетельствует динамика изменения КАРГО-индекса и индекса выпуска в базовых отраслях экономики Нацбанка. Причём в ближайшее время кардинальных перемен ожидать не приходится. Большинство из предпринимаемых властями мер направлены на качественное изменение реального сектора экономики в будущем.

В марте абсолютное значение КАРГО-индекса составило 114,5%. Это значительно ниже докризисных уровней 2008 (157,8%), 2007 (149,4%) и 2006 (130,6%) годов. Впрочем, реальный сектор украинской экономики совсем недавно видел и худшие времена – в первом весеннем месяце двух предыдущих лет значение транспортного индикатора было существенно меньше нынешнего (2010 год – 99,2%, 2009 год – 105%).

Впрочем, восстановительные процессы в реальном секторе экономики Украины проходят очень нестабильно, о чём свидетельствует динамика изменения КАРГО-индекса по отношению к аналогичному периоду предыдущего года. Если, согласно данным индикатора, в январе 2011 года темп роста составлял 15,8%, в феврале – 13,1%, то в марте этот показатель снизился до 9,9%.
Аналогичные изменения отмечаются и в динамике близкого по экономической природе к транспортному индикатору индекса выпуска в базовых отраслях экономики, который вычисляется Нацбанком Украины. В марте его значение по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года увеличилось на 8,5%, что меньше февральских (10,5%) и январских (9,3%) значений. «Волатильность показателя в 2011 году объясняется как динамикой цен на металлы на внешних рынках, так и базой сравнения прошлого года», – говорят эксперты Нацбанка.
Из-за снижения на мировых рынках спроса на продукцию экспортоориентированных отраслей – металлургии и машиностроения – рост производства в них в марте уменьшился до 5,7% и 22,8% соответственно против 17,4% и 30,1% в феврале.

Впрочем, такое снижение может носить кратковременный характер. Это подтверждают данные об изменениях объёмов погрузки чёрных металлов, а также сырья для их производства – железных и марганцевых руд. По первым показатель в марте увеличился на 7,4% против 4,6% в феврале, а по вторым – на 9,8% против 9,6%.

Что касается пяти других важнейших для экономики Украины грузов, то снижение погрузки зафиксировано лишь по одному из них: зерну (–16,7%). Впрочем, уже в середине лета нынешнего года можно ожидать роста этого показателя. Как заявил министр аграрной политики и продовольствия Николай Присяжнюк, Украина больше не планирует продлевать квоты на экспорт зерна (они действуют до 1 июля 2011 года). Однако вместо них могут появиться вывозные пошлины, на которых продолжает настаивать президент Виктор Янукович.

В то же время погрузка нефтяных грузов в марте находилась на том же уровне, что и год назад. При этом негативное влияние на темпы роста показателя оказала отмена прокачки азербайджанского «чёрного золота» для Белоруссии по нефтепроводу Одесса – Броды, вызванная плановым капремонтом на Мозырском НПЗ.

Одновременно с этим на 2,4% увеличилась погрузка каменного угля. В дальнейшем этот показатель ещё немного увеличится, что связано с планами по увеличению объёмов его экспорта. «С учётом того, что ценовая конъюнктура очень благополучна для нас – идёт резкий рост стоимости угля в мире, это будет существенная поддержка для наших шахт», – заявил министр энергетики и угольной промышленности Юрий Бойко.
При этом он добавил, что сейчас нет возможности увеличить добычу полезного ископаемого за счёт госсредств, поэтому Украина планирует начать приватизацию объектов угольной промышленности.

Наибольший рост погрузки продолжают демонстрировать строительные грузы (+37% в марте). Это неудивительно, ведь объёмы выполненных строительных работ в результате высокой инвестиционной активности в стране постоянно идут вверх (по итогам первого квартала рост составил 6,8%). При этом именно строительные грузы оказывали наибольшее влияние на структуру КАРГО-индекса. В результате серьёзного в процентном отношении роста погрузки они стали единственным грузом, чья доля увеличилась (+4,9%, до 24,78%). Рост его влияния был таков, что одновременно у пяти других составляющих индекса наблюдалось снижение доли. У каменного угля она сократилась на 2,62 п.п., до 35,52%, зерна – на 1,38 п.п., до 4,3%, чёрных металлов – на 0,55 п.п., до 23,15%, нефтяных грузов – на 0,35 п.п., до 3,5%, железной и марганцевой руд – на 0,01 п.п., до 8,74%.

Между тем оптимизм украинских властей по поводу состояния и перспектив национальной экономики становится всё более умеренным. Так, вице-премьер, министр социальной политики Сергей Тигипко на днях заявил, что сегодня ВВП Украины в несколько раз ниже, чем в ряде даже меньших государств. «Только по одной причине: его величество инвестор должен доминировать во всех наших мыслях и действиях. Если этого не будет, то своими силами, своими инвестициями из Кипра мы вопрос не решим», – сказал он.

Вместе с тем Украина прилагает всё больше усилий для начала обновления своей экономики. В том числе, как сообщил заместитель министра экономического развития и торговли Украины Анатолий Максюта, сейчас министерство рассматривает возможность создания фонда модернизации.
«Идея в том, чтобы аккумулировать средства, прежде всего от низкотехнологичных отраслей, которые являются весьма прибыльными, но использующими ресурсы страны, которые не восстанавливаются, чтобы заложить основу создания (технологичных) новейших отраслей», – сказал он.

По предварительным подсчётам, первоначальный размер фонда может составить 1–2 млрд гривен (3,5–7 млрд руб.). Ещё $6,5 млрд может стоить начинающееся в июне обновление газотранспортной системы, которое планируется завершить за семь лет.

В досье
В расчётную базу КАРГО-индекса, характеризующего состояние экономики Украины через показатели железнодорожного транспорта, входят шесть наиболее важных для экономики грузов: чёрные металлы, каменный уголь, нефть и нефтепродукты, марганцевые и железные руды, зерно и продукты перемола, а также строительные материалы. Весовые коэффициенты для каждого груза рассчитаны в зависимости от выручки организаций, специализирующихся на соответствующем виде экономической деятельности (согласно кодов принятого в стране классификатора КВЭД). Размерность КАРГО-индекса – проценты, точка отсчёта – январь 2006 года (100%). Его данные сопоставимы со значениями за аналогичный период предыдущего года индекса выпуска в базовых отраслях экономики, рассчитываемого ежемесячно Национальным банком Украины. Анализ структуры КАРГО-индекса даёт возможность отслеживать изменения роли каждой отрасли в экономике страны. Подробная методика расчёта индикатора представлена на сайте www.cargoindex.ru.
Автор: Юлия Громадская

Новости

10 ч
10 ч
10 ч
11 ч
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «КАРГО-индекс»