Подписка 1520 - PDF

Борьба на всех фронтах

Пятница, 08.04.2011 в 00:00
Борьба на всех фронтах
Экономическая ситуация на Украине стабилизировалась, но «из кризиса ещё выходить и выходить», заявил недавно премьер-министр страны Николай Азаров. Таким образом, глава правительства подтвердил, что восстановительные процессы идут очень медленно, ведь ранее он прогнозировал, что экономика достигнет докризисного уровня к августу 2011 года. Динамика изменений КАРГО-индекса и индекса выпуска в базовых отраслях Нацбанка также указывает на невысокие темпы преодоления последствий глобального спада.

В феврале абсолютное значение транспортного индикатора составило 93,68%. Это всего на 0,48 процентных пункта (п.п.) больше, чем в январе нынешнего года. Но при анализе этого показателя надо учитывать сильное влияние на него календарного и сезонного факторов. В то же время значение КАРГО-индекса по отношению к аналогичному периоду предыдущего года возросло в феврале на 13,08%. Впрочем, если сравнивать нынешние темпы роста с итогами первого месяца года, то они на 2,72 п.п. ниже. Это может свидетельствовать о некотором замедлении восстановительных процессов в реальном секторе экономики.

Нацбанк Украины, который рассчитывает индекс выпуска в базовых отраслях, более позитивно смотрит на ситуацию. По отношению к аналогичному периоду предыдущего года этот показатель в феврале продемонстрировал рост в 10,5%, что на 1,2 п.п. больше, чем в январе.

Аналитики банка отмечают рост металлургического производства, а также спроса на продукцию машиностроения. Также позитивное влияние на экономику оказывает оживление потребительского кредитования, что ведёт к росту внутреннего спроса и объёмов розничной торговли. На днях премьер-министр Николай Азаров говорил как раз о необходимости уделять «чрезвычайное внимание» развитию внутреннего рынка. Впрочем, одновременно он заявлял и о необходимости активизации «экспансии на внешние рынки». Но такой сценарий развития событий зачастую тормозится самими властями.

В конце марта Кабмин Украины продлил до 1 июля квотирование экспорта зерна. Причём это решение было принято вразрез с требованием президента страны Виктора Януковича заменить после 31 марта квоты «таможенными мерами». Ранее правительство страны уже согласовало законопроект о введении вывозной пошлины на зерно: на пшеницу – 9%, ячмень – 14%, кукурузу – 12%. Но в дальнейшем он был направлен на «дополнительный анализ». Таким образом, до конца не ясно, когда будут отменены квоты и заменят ли их на меры таможенного регулирования.

Согласно прогнозам правительства, в этом году ожидается хороший урожай зерновых (42 млн тонн по сравнению с прошлогодними 39,3 млн тонн). Но подобный оптимизм не разделяют в Украинской аграрной конфедерации. Её директор Александр Ярославский заявил, что при нормальных климатических условиях аграрии могут собрать лишь 36–37 млн тонн. Причина возможного падения – снижение объёмов внесения в поч­ву удобрений, цены на которые серьёзно возросли.

Квотирование экспорта зерна оказывает серьёзное влияние на его погрузку – в феврале 2011 года по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года она снизилась на 8,33%, до 1,1 млн тонн. У остальных пяти грузов, входящих в состав КАРГО-индекса, отмечается рост. Наиболее значительное увеличение у строительных грузов (+56,25%, до 2,5 млн тонн), что вызвано оживлением в строительной индустрии. Помимо этого, рост демонстрировали неф­тяные грузы (+12,5%, до 0,9 млн тонн), железная и марганцевая руды (+9,62%, до 5,7 млн тонн), каменный уголь (+8,04%, до 7,6 млн тонн) и чёрные металлы (+4,55%, до 2,3 млн тонн).

Но в процентном соотношении рост погрузки угля, который во время кризиса поддерживал экономику, был незначителен по сравнению со строительными грузами. Поэтому его доля в структуре регионального КАРГО-индекса (38,37%) сейчас на 2,16 п.п. меньше, чем год назад. По этой же причине снизились доли чёрных металлов (–1,83 п.п., до 22,44%), железной и марганцевой руды (–0,29 п.п., до 9,09%), а также нефтяных грузов (–0,02 п.п., до 3,85%). Доля зерна из-за сокращения погрузки уменьшилась на 1,36 п.п., до 5,78%. Рост доли отмечается лишь у строительных грузов (+5,65 п.п., до 20,46%).

Несмотря на постоянные переносы даты «выхода из кризиса», украинские власти пытаются доказать, что экономика страны шагает вперёд семимильными шагами. Так, глава государства Виктор Янукович уже объявил, что темпы роста ВВП на Украине по итогам 2011 года могут быть одними из лучших на континенте. А Николай Азаров добавил, что, по оценкам Госкомстата, в январе они составят 5,5%, а в феврале – 6%. При этом он отметил, что промышленность пошла вверх, а «такие результаты – очевидный ориентир выхода из кризиса».

Однако власти понимают, что без изменений в ряде ключевых отраслей рост может оказаться краткосрочным. Николай Азаров уже заявил о том, что особые усилия нужно сосредоточить на модернизации агропромышленного комплекса. «Здесь фактически нет второстепенных задач. Всё надо создавать одновременно: оптимальную структуру посевных площадей, грамотную логистику, современную инфраструктуру (овощехранилища, холодильники, оптовые рынки), восстанавливать и улучшать стадо, выдерживать оптимальное соотношение между экспортом, импортом и внутренним потреблением», – сказал он.

Кроме того, в ближайшие годы Украина намерена сократить долю иностранных нефте­продуктов на внутреннем рынке с нынешних 60 до 30% за счёт увеличения собственного производства. Однако не стоит забывать, что местные нефтепереработчики уже не первый год говорят о том, что существенные объёмы импорта не дают развиваться отрасли, а значит, снижают темпы роста экономики. Несмотря на это, конкретные решения приняты так и не были.

В досье
КАРГО-индекс – созданный газетой «Гудок» транспортный индикатор, позволяющий отслеживать изменения в реальном секторе экономики через данные о погрузке железных дорог. Рассчитывается по единой методике для России, Украины и Белоруссии. В расчётную базу показателя Украины входят шесть наиболее важных для экономики грузов: чёрные металлы, каменный уголь, нефть и нефтепродукты, марганцевые и железные руды, зерно и продукты перемола, а также строительные материалы. Весовые коэффициенты для каждого груза рассчитаны в зависимости от выручки организаций, специализирующихся на соответствующем виде экономической деятельности (по кодам КВЭД). Размерность КАРГО-индекса – проценты, точка отсчёта – январь 2006 года (100%). Его можно сопоставлять со значением за аналогичный период предыдущего года и индексом выпуска в базовых отраслях экономики, рассчитываемым Нацбанком Украины. Анализ структуры КАРГО-индекса позволяет в ежемесячном режиме делать выводы об изменениях роли каждой отрасли в экономике страны. Подробная методика представлена на сайте www.cargoindex.ru.


Автор: Юлия Громадская

Новости

1 ч
2 ч
2 ч
3 ч
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «КАРГО-индекс»