Подписка 1520 - PDF

Экономическое «чудо»

Пятница, 08.04.2011 в 00:00
Экономическое «чудо»
После январского провала темпы роста экономики Белоруссии вновь растут, о чём свидетельствует динамика изменения и КАРГО-индекса, и ВВП. Но это не помешало крупнейшим мировым агентствам снизить кредитный рейтинг страны на одну ступень, обозначив прогноз как «негативный».

Вдобавок у наших соседей остаётся множество нерешённых проблем, от которых зависит будущее экономики: отрицательное сальдо торгового баланса, низкий уровень золотовалютных резервов и большой дефицит бюджета.

В феврале по сравнению с январём абсолютное значение транспортного индикатора увеличилось на 5,6 п.п. и составило 112,6%. Более высокий результат во втором месяце года был зафиксирован лишь в 2008 високосном году (115,6%), когда февраль был на день больше. В то же время ударными темпами растёт и основной макроэкономический показатель страны – ВВП. Согласно оценке за январь – февраль, по официальным данным Белстата, темпы его роста составили 7,8%.
Темпы роста КАРГО-индекса по отношению к аналогичному периоду предыдущего года ещё выше. В феврале значение транспортного индикатора, освобождённое от влияния календарного и сезонного факторов, возросло почти на 28%. Основным драйвером роста стала нефтяная отрасль, так как в феврале белорусские НПЗ получали сырьё в полном объёме.

С определённой долей уверенности можно говорить о том, что отрасль будет одним из основных средств борьбы с отрицательным сальдо торгового баланса. Министр иностранных дел страны Сергей Мартынов сообщил, что импорт за пять лет может возрасти не более чем в 1,76 раза. А экспорт, по планам властей, за то же время должен увеличиться в 2,2 раза. Совмин уже утвердил постановление о том, что органам власти и некоторым предприятиям предписывается снизить в 2011 году потребление светлых нефтепродуктов на 1–5%. А «Белнефтехим» подчеркнул, что вынужден принимать меры «для недопущения дальнейшего увеличения вывоза за рубеж бензинов и дизтоплива, приобретённых на АЗС республики». Впрочем, через несколько дней после этого заявления ограничение на разовый отпуск дизтоплива на приграничных заправках было снято.

Что касается погрузки основных входящих в состав транспортного индикатора грузов, то именно нефтяные грузы демонстрируют наибольший прирост (+69,5%, до 1,6 млн тонн). Достаточно высокие результаты зафиксированы и по зерну (+30,9%, до 198,7 тыс. тонн). В числе лидеров – строительные (+17,6%, до 1,7 млн тонн) и лесные (+16,1%, до 380,3 тыс. тонн) грузы, а также химические и минеральные удобрения (+10,2%, до 1,2 млн тонн). В то же время незначительный в процентном соотношении рост продемонстрировали чёрные металлы (+4,4%, до 183,5 тыс. тонн) и цемент (+1,9%, до 245,6 тыс. тонн).

Такие изменения оказали серьёзное влияние на структуру КАРГО-индекса. По итогам февраля по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года рост доли зафиксирован лишь у нефтяных грузов (+6,97 п.п., до 28,47%) и зерна (+0,08 п.п., до 2,95%). В то же время отмечается снижение этого показателя у оставшихся пяти составляющих транспортного индикатора. Это объясняется не столь значительным увеличением их погрузки. Причём больше всего потеряли строительные грузы (–4,95 п.п., до 55,91%). Одновременно сокращалась доля химических и минеральных удобрений (–1,33 п.п., до 8,24%), чёрных металлов (–0,48 п.п., до 2,15%), лесных грузов (–0,2 п.п., до 1,97%) и цемента (–0,08 п.п., до 0,32%).

Впрочем, доля последнего груза в скором времени может возрасти. Как заявил замминистра архитектуры и строительства Белоруссии Владимир Малец, в 2011 году планируется завершить модернизацию двух цементных заводов, в том числе завода «Красносельскстрой­материалы», который является крупнейшим производителем строительных материалов в республике. Помимо этого, на 2012 год запланирован ввод в строй обновлённых мощностей ещё одного крупного предприятия.

Впрочем, ситуация в экономике Белоруссии сейчас противоречива как никогда. Если раньше Международный валютный фонд говорил о выходе страны из кризиса, то в последнем отчёте МВФ уже отмечается низкий уровень золотовалютных резервов республики, а также рекомендуется провести девальвацию белорусского рубля на 25%. Власти страны пока опровергают такую возможность. Но население не слишком верит в эти заявления, памятуя события двухгодичной давности. Тогда МВФ также рекомендовал провести девальвацию национальной валюты. А президент Александр Лукашенко вплоть до 2 января, когда было объявлено о единовременном снижении курса на 20%, отрицал такой сценарий. Масла в огонь подливает и то, что через несколько дней после нынешней рекомендации МВФ Национальный банк поднял ставку рефинансирования сразу на 1,5 п.п., до 12% годовых. А в 2009 году она была также повышена одновременно с обесценением рубля. К тому же в конце марта регулятор увеличил с 2 до 10% коридор курса белорусского рубля, в пределах которого коммерческим банкам разрешено осуществлять сделки с юридическими лицами. В ответ на это аналитики заговорили о начале первого этапа «мягкой девальвации».

Впрочем, это решение Нацбанка – лишь вершина айсберга. До этого совместно с Совмином он ввёл запрет на покупку импортёрами валютных средств по договорам, сумма которых превышает 50 тыс. евро. Представители бизнеса уже заявили, что это постановление заблокировало развитие предпринимательства. Впрочем, власти говорят о возможной отмене этого постановления. Но, по словам председателя правления Национального банка Петра Прокоповича, такое решение не будет означать, что бизнес может работать так, как раньше. «Предприниматели, прежде чем ехать за импортом продукции, должны часть продукции продать на экспорт», – пояснил он. Кроме того, в стране ограничиваются возможности приобретения валюты населением. Нацбанк «устно рекомендовал» сдерживать выдачу потребительских и автокредитов.

Таким образом, экономика Белоруссии сейчас напоминает самолёт, который набирает высоту с горящими двигателями. Власти надеются, что пожар удастся как минимум сбить при помощи новых кредитов – $1 млрд, запрошенного у России, и ещё $2 млрд – от антикризисного фонда ЕврАзЭс. Впрочем, чтобы их получить, рес­публика должна в течение двух недель представить предложения по стабилизации экономики. По словам посла России в Минске Александра Сурикова, лишь после этого стороны «сядут за конкретный разговор».
 
В досье
КАРГО-индекс – созданный газетой «Гудок» транспортный индикатор, позволяющий отслеживать изменения в реальном секторе экономики через данные о погрузке железных дорог. Рассчитывается по единой методике для России, Украины и Белоруссии. В расчётную базу показателя Украины входят шесть наиболее важных для экономики грузов: чёрные металлы, каменный уголь, нефть и нефтепродукты, марганцевые и железные руды, зерно и продукты перемола, а также строительные материалы. Весовые коэффициенты для каждого груза рассчитаны в зависимости от выручки организаций, специализирующихся на соответствующем виде экономической деятельности (по кодам КВЭД). Размерность КАРГО-индекса – проценты, точка отсчёта – январь 2006 года (100%). Его можно сопоставлять со значением за аналогичный период предыдущего года и индексом выпуска в базовых отраслях экономики, рассчитываемым Нацбанком Украины. Анализ структуры КАРГО-индекса позволяет в ежемесячном режиме делать выводы об изменениях роли каждой отрасли в экономике страны. Подробная методика представлена на сайте www.cargoindex.ru.


Автор: Юлия Громадская

Новости

5 ч
6 ч
6 ч
6 ч
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «КАРГО-индекс»