Подписка 1520 - PDF

Рискуем потерять рельсы

Среда, 23.03.2011 в 00:00
Рискуем потерять рельсы
Мировой кризис заставил всерьёз задуматься, оптимальна ли политика европейских стран в области железнодорожного транспорта.

Современным транспортным потокам нужны железные дороги повышенного качества и грузоподъёмности, модернизировать и строить которые, контролировать их обновление должны государственные компании, но желательно с привлечением частного капитала. Особое внимание нужно уделять логистике, в частности роли железнодорожных тарифов в организации наиболее выгодных для отправителей и перевозчиков грузопотоков.

Грузоотправителей из России и многих стран Азии пока привлекают низкие расходы в ЕС на транспортировку продукции сырьевых отраслей, таких как угольная, нефтяная, металлургическая. Сейчас здесь доля транспортных издержек на их доставку даже с учётом перевозки из Азии достигает 8–9%. Это во много раз меньше, чем на восточных магистралях. И величина транспортной составляющей прежде всего зависит от подхода государства к вопросам тарифного регулирования перевозок. В Латвии, например, отсутствует гибкое регулирование тарифов, которое помогло бы быстрее реагировать на изменение цены производимой продукции. Как считают эксперты, во всей Восточной Европе плата за инфраструктуру железных дорог очень высока, потому что государства не желают содержать свои рельсы на уровне стран Западной Европы. Такая безразличная позиция держав отражается  на железнодорожном транзите.
Понятно, что Латвийская железная дорога (LDz) стремится удерживать сравнительно высокий  уровень грузоперевозок. Во многом это стало возможным благодаря сотрудничеству с Россией и Белоруссией. Однако LDz приходится нелегко. При обилии соседей-конкурентов латвийские транзитные тарифы – одни из самых высоких в Евросоюзе. В ЕС игнорируют тот факт, что стоимость создания и поддержания инфраструктуры перевозок по шоссе куда больше, чем по рельсам. В Латвии проекты, так или иначе связанные с автотранспортной отраслью, получили 87,4% средств еврофондов, а с железнодорожной – только 7,8%. Это ставит железнодорожную отрасль на грань выживания.

Ограничение падения перевозок зависит от снижения завышенных ставок за транспортировку грузов. В министерстве сообщения даже собираются сократить некоторые ранее утверждённые инвестиционные программы, чтобы всё-таки понизить тарифы, подумать над тем, как вернуть потерянные за годы кризиса грузы. Но в помощи железнодорожникам отказывает в последнее время и родное государство. Атакуют  рельсы Международный валютный фонд и чиновники-кредиторы ЕС. Они требуют от Латвии за предоставленные деньги ввести все более жёсткие меры экономии бюджетных средств. Сокращение в первую очередь отразилось на финансировании транспортной отрасли.

Бюджет 2010 года был урезан на $1,1 млрд. И в нынешнем Еврокомиссия и Международный валютный фонд потребовали от правительства и сейма сократить бюджет ещё на полмиллиарда долларов за счёт уменьшения расходов и дополнительного увеличения налогов. Удар наносится по всему латвийскому бизнесу и ведущим отраслям экономики – транспортной и транзитной. Впервые налогом государство  обложило инженерно-технические сооружения, терминалы, портовые, станционные и другие железнодорожные объекты.

Дотации на услуги пассажирского транспорта сначала  уменьшили на $19 млн. Почти на $2,5 млн снижены дотации международному аэропорту Рига. Отложено на неопределённое время его железнодорожное соединение с городом. В минувший вторник правительство ещё на $6 млн  урезало дотации на пассажирские перевозки. По словам председателя Ассоциации пассажирских перевозок Петериса Салказонова, республиканская компания Pasazieru vilciens  вынуждена будет сократить число местных поездов, в первую очередь дизельных, поднять стоимость проезда, ликвидировать сотни рабочих мест. 

Как считает экс-министр сообщения Латвии Айнар Шлесерс, во многих районах республики железнодорожное сообщение буквально вымирает. Поэтому и принято LDz решение разобрать и продать китайцам рельсы на многих местных железнодорожных линиях, например на популярных некогда участках Лиепая – Вентспилс, Гулбене – Государственная граница с Россией.

По моему мнению, разрушение транспортного бизнеса в стране происходит отнюдь не по причине мирового кризиса. За последние годы евробюрократия создала «минное поле» конфликтов с европейским бизнесом. На такую «мину» сейчас и напоролась Латвия с разрушенной коррупцией экономикой. И со временем на этом поле будут взрываться всё новые «мины». Повышение эффективности европейской бюрократии ведёт к понижению эффективности европейской экономики. Правда,  Еврокомиссия планирует в ближайшее время изменить директивы о железных дорогах так, чтобы вклад государств в обслуживание и инвестиции в инфраструктуру железных дорог увеличился. Но многие её директивы после рождения так и остаются на бумаге.
 
Виктор Кольчак,
транспортный эксперт Латвийской АН,
доктор инженерных наук
Автор: Виктор Кольчак

Новости

38 м
50 м
1 ч
1 ч
2 ч
7 ч
7 ч
1 д
2 д
2 д
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «Спорная территория»