Подписка 1520 - PDF

По белорусскому сценарию

Воскресенье, 06.03.2011 в 00:00
По белорусскому сценарию
Данные КАРГО-индекса и показатель Нацбанка Украины свидетельствуют о том, что посткризисное восстановление экономики происходит очень медленно. Но надежда на ускорение положительной динамики всё же есть.

Руководство страны намерено побороть экономические проблемы за счёт активизации в строительной индустрии, что должно привести к улучшению положения в остальных отраслях.

По итогам первого месяца года абсолютное значение КАРГО-индекса составило 93,2%. Это заметно выше аналогичных показателей января 2010 года (80,5%) и 2009 года (81,3%), однако до докризисного уровня января 2008 года (129,7%) сегодняшним показателям ещё очень далеко.
Одним из важнейших факторов, оказывающих влияние на экономику Украины, является ситуация на зерновом рынке. Ещё в декабре минувшего года кабинет министров продлил квотирование экспорта зерна до 31 марта 2011 года. При этом размер квоты на пшеницу удвоился и составил 1 млн тонн, на кукурузу – увеличился на 1 млн тонн, до 3 млн тонн, а на ячмень квота осталась неизменной – 0,2 млн тонн. В феврале 2011 года директор департамента развития аграрного рынка Минагрополитики Украины Анатолий Розгон сообщил о том, что ограничение экспорта продолжит действовать до конца маркетингового года, то есть до июля.

Это решение вызвало серьёзный резонанс во многих странах и международных организациях. Старший экономист представительства Всемирного банка на Украине Пабло Сааведра заявил, что «введение квот помешает Украине выйти на лидерские позиции экспортёров зерна в мире и не поможет ускорить рост экономики в преддверии наступающего продовольственного кризиса, который прогнозируется Всемирным банком». А правительство США усомнилось в самой необходимости введения экспортных квот, так как полученный урожай (39,3 млн тонн) хотя и меньше показателя 2009 года, но всё же существенно выше среднего для Украины результата.
В ещё одной ключевой отрасли – чёрной металлургии – также непростая ситуация. Несмотря на некоторое повышение спроса на её продукцию, серьёзным негативным фактором стал рост внутренних цен на железную руду. Сейчас некоторые металлургические компании рассматривают варианты поставки сырья из далёких от Украины стран, прежде всего из Бразилии. Но сделать это оперативно достаточно сложно.

Однако если сравнивать ситуацию с минувшим годом в экономике страны в целом, то заметна позитивная тенденция. В январе значение транспортного показателя увеличилось на 15,8%. Отчасти такой результат обусловлен эффектом низкой базы прошлого года. Одновременно с этим заметно и некоторое оживление в ряде ключевых отраслей, в том числе в строительстве.
Схожую динамику демонстрирует и близкий по своей природе КАРГО-индексу индекс выпуска в базовых отраслях экономики, рассчитываемый на Украине Национальным банком. В январе этот показатель по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года увеличился на 9,3%. В числе дестабилизирующих факторов эксперты Нацбанка называют отказ Белоруссии в январе импортировать украинскую электроэнергию, что объясняется высокими ценами на неё.

В январе наблюдалось увеличение погрузки по отношению к аналогичному периоду предыдущего года по четырём из шести входящих в состав КАРГО-индекса грузов. Наиболее серьёзный прирост показателя наблюдается по строительным грузам (+83%, до 1,8 млн тонн). Погрузка угля возросла на 20% и составила 8,5 млн тонн, железной и марганцевой руды – на 6,7%, до 6,2 млн тонн, а чёрных металлов – на 5,7%, до 2,6 млн тонн. В то же время погрузка зерна сократилась почти в два раза (–46,5%, до 0,6 млн тонн). Также падение зафиксировано по нефтяным грузам (–4,4%, до 0,8 млн тонн).

Столь заметные изменения физических объёмов погрузки оказали влияние на структуру транспортного индикатора. Понятным образом сократились доли зерна (–3,56 п.п., до 3,17%) и нефтяных грузов (–0,55 п.п., до 3,44%). Помимо этого «под давлением» лидеров роста снизились доли чёрных металлов (на 1,76 п.п., до 25,5%) и руды (–0,83 п.п., до 9,94%). При этом доля строительных грузов выросла на 5,28 п.п., до 14,81%, а каменного угля – на 1,41 п.п., до 43,13%.
Впрочем, в ближайшее время экономика страны может получить серьёзный стимул, что, естественно, окажет влияние и на КАРГО-индекс.

Премьер-министр Николай Азаров неоднократно заявлял, что особое внимание необходимо уделять строительству. При этом он обещал, что оно уже в нынешнем году выйдет из кризиса. Во многом это должно произойти благодаря закону «О регулировании градостроительной деятельности», который был принят в феврале нынешнего года. В соответствии с ним количество разрешительных процедур на различных этапах сокращается почти в четыре раза – с 93 до 23. А максимальный срок получения разрешений уменьшится с 415 до 60 дней. Причём документ содержит положения, предусматривающие введение «единого окна». Помимо этого вводится принцип «молчаливого согласия», по которому застройщик может начинать проект даже в случае, если в течение положенного срока чиновники не дали ему ответа.

Власти и эксперты говорят, что этот закон поможет снизить размер коррупции. «По нашим расчётам, благодаря введению закона жильё может стать дешевле на 20–30% уже в ближайшее время. Кроме того, мы сможем дать импульс смежным отраслям – производителям стройматериалов, деревообработке, металлургии», – характеризует закон вице-премьер Сергей Тигипко. А Николай Азаров считает, что во многом благодаря дерегуляции строительства и возобновлению кредитования населения в 2011 году в отрасль может поступить около 130 млрд гривен прямых инвестиций. Но для того, чтобы прописанные в документе нормы начали реально действовать, необходимы изменения в ряд нормативно-правовых актов. А это работа не на один день.

В досье
КАРГО-индекс – созданный газетой «Гудок» транспортный индикатор, позволяющий отслеживать изменения в реальном секторе экономики через данные о погрузке железных дорог. Рассчитывается по единой методике для России, Украины и Белоруссии. В расчётную базу показателя Украины входят шесть наиболее важных для экономики грузов: чёрные металлы, каменный уголь, нефть и нефтепродукты, марганцевые и железные руды, зерно и продукты перемола, а также строительные материалы. Весовые коэффициенты для каждого груза рассчитаны в зависимости от выручки организаций, специализирующихся на соответствующем виде экономической деятельности (по кодам КВЭД). Размерность КАРГО-индекса – проценты, точка отсчёта – январь 2006 года (100%). Его можно сопоставлять со значением за аналогичный период предыдущего года и индексом выпуска в базовых отраслях экономики, рассчитываемым Нацбанком Украины. Анализ структуры КАРГО-индекса позволяет в ежемесячном режиме делать выводы об изменениях роли каждой отрасли в экономике страны. Подробная методика представлена на сайте www.cargoindex.ru.


Автор: Юлия Громадская

Новости

6 ч
6 ч
9 ч
13 ч
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «КАРГО-индекс»