Подписка 1520 - PDF

Повторение пройденного

Воскресенье, 06.03.2011 в 00:00
Повторение пройденного
Экономика Белоруссии вышла из кризиса, считает Международный валютный фонд. С таким заявлением недавно выступил глава миссии фонда Крис Джарвис, напомнив при этом, что республика была одной из немногих стран, в которых ВВП рос во время кризиса.

О положительных результатах свидетельствуют и данные транспортного индекса. Однако в бочке меда традиционно есть ложка дёгтя – второй год подряд в январе реальный сектор экономики Белоруссии проходит тяжёлое для него испытание снижением поставок нефти.

В первый месяц года абсолютное значение КАРГО-индекса составило почти 107%, что существенно выше аналогичного показателя января 2010 года (94,1%). Впрочем, по сравнению с двумя предшествующими годами (январь 2009 года – 114,1%, январь 2008 года – почти 113%) нынешний результат выглядит скромно.

Основным дестабилизирующим фактором для реального сектора экономики вновь стала ситуация в нефтяной отрасли. С 1 по 25 января в связи с отсутствием контрактов на 2011 год российские нефтяные компании прекратили поставки «чёрного золота» в Белоруссию. Итоговые объёмы январского импорта статистической службой республики пока не подведены, но официальный представитель «Транснефти» Игорь Демин ранее говорил, что до конца января компания постарается прокачать в республику около 300–350 тыс. тонн нефти. Для сравнения: по графику Минэнерго объём поставок в первом месяце года должен был составить 1,5 млн тонн. Впрочем, можно говорить о том, что в январе 2011 года реальный сектор экономики Белоруссии пострадал от снижения объёмов поставок нефти всё же меньше, чем годом ранее.

Значение КАРГО-индекса по отношению к аналогичному периоду предыдущего года увеличилось на 13,6%. Отчасти такой рост объясняется эффектом низкой базы января 2010 года. Вдобавок к этому положительное влияние на реальный сектор оказывала активность в таких секторах экономики, как строительная индустрия и сельское хозяйство, а также то, что, по крайней мере, у двух крупнейших НПЗ страны были определённые запасы сырья.

Судя по всему, Белоруссия намерена и в будущем делать нефтяные запасы. Суммарная мощность НПЗ республики составляет 22 млн тонн нефти в год. При этом, по словам первого вице-премьера Владимира Семашко, в 2011 году страна намерена импортировать порядка 26 млн тонн нефти. В соответствии с топливно-энергетическим балансом Россия должна поставить 21,68 млн тонн нефти (ранее в России закупалось порядка 21,5 млн тонн в год), ещё 4 млн тонн поступит по контрактам с Венесуэлой.
При этом Семашко уточнил, что в рамках договорённостей с южноамериканской страной через СВОП-схемы по нефтепроводу Одесса – Броды на Мозырский НПЗ поступает азербайджанская нефть. Её ежесуточные поставки составят 21 тыс. тонн, а всего в 2011 году будет импортировано 4 млн тонн венесуэльского «чёрного золота» из Азербайджана.

Что касается погрузки неф­тяных грузов на железных дорогах, то она в январе снизилась по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 7,4%, до 1,3 млн тонн. Также небольшое уменьшение показателя наблюдается по чёрным металлам (–1,3%, до 200,3 тыс. тонн). Погрузка остальных пяти грузов, входящих в расчётную базу КАРГО-индекса, в первый месяц года возросла. Наибольшее увеличение отмечено по зерну (+36%, до 186,6 тыс. тонн), лесным (+27,4%, до 342,3 тыс. тонн) и строительным (+26,8%, до 1,7 млн тонн) грузам. Намного ниже темпы роста у химических и минеральных удобрений (+3,9%, почти до 1,1 млн тонн), а также цемента (+2,8%, до 199,1 тыс. тонн).

Впрочем, увеличение физических объёмов погрузки последних двух грузов не гарантировало им рост доли в структуре КАРГО-индекса. В январе 2011 года по сравнению с первым месяцем 2010 года роль цемента уменьшилась на 0,03 процентных пункта (п.п.), до 0,27%, а химических и минеральных удобрений – на 0,72 п.п., до 7,8%. Такие изменения связаны с тем, что в процентном соотношении рост погрузки был не столь значительным, как у других грузов. Помимо этого в январе уменьшилась доля нефтяных грузов (–5,71 п.п., до 25,2%) и чёрных металлов (–0,37 п.п., до 2,47%). Традиционно наибольшую долю в индексе занимают строительные грузы, доля которых возросла на 6,17 п.п., до 59,49%. Одновременно с этим увеличились доли зерна (+0,48 п.п., до 2,91%) и лесных грузов (+0,2 п.п., до 1,87%).

Между тем в экономической политике Белоруссии с начала нынешнего года происходят значимые перемены. Из-за серьёзной проблемы дефицита валюты на фоне рекордного роста отрицательного сальдо торгового баланса правительство пообещало провести рыночные реформы. Уже с 1 марта 2011 года либерализовано ценообразование. Отменены ограничения надбавок в оптовой и розничной торговле. При этом юридические лица и индивидуальные предприниматели теперь не должны составлять экономические обоснования уровня цен на товары, работы и услуги, что ранее было обязательным. Впрочем, государство всё же будет регулировать стоимость некоторых услуг, в том числе коммунальных, риелторских и железнодорожных, а также некоторых товаров: лома и отходов чёрных металлов, нефтепродуктов.

Помимо этого в 2011–2013 годах в Белоруссии планируется провести приватизацию, что, по замыслу властей, поможет привлечь в страну прямые инвестиции. По словам директора Фонда государственного имущества Белоруссии Натальи Жерносек, 134 унитарных предприятия республиканской собственности предполагается преобразовать в акционерные общества. При этом в перечень ОАО, акции которых предлагаются к продаже, войдёт 244 предприятия. Что касается стратегически значимых для экономики страны организаций, то по ним будут разрабатываться индивидуальные проекты приватизации.

Но в возможность осуществления всех этих планов всё же верится с трудом. «Не торопитесь продавать. Поднимается экономика, во всём мире идёт рост, вырастет стоимость активов, вырастет стоимость предприятий, тогда мы посмотрим, что продавать и за сколько», – заявил на днях президент Белоруссии Александр Лукашенко. В то же время он поставил задачу правительству, чтобы доля иностранных источников в инвестициях в основной капитал в 2011 году была не менее 21%. Причём такой показатель должен быть достигнут не за счёт приватизации, на которой, по словам главы государства, не надо «зацикливаться», а за счёт строительства новых предприятий.


Автор: Юлия Громадская

Новости

9 ч
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «КАРГО-индекс»