Подписка 1520 - PDF

Угольный бум

Суббота, 05.02.2011 в 00:00
Угольный бум
Украинский президент Виктор Янукович поставил амбициозную задачу: страна должна войти в круг мировых лидеров развития. При этом речь идёт и о глобальной модернизации экономики, что схоже с политикой российского президента Дмитрия Медведева. Однако чёткой модели необходимых для этого преобразований пока нет, Украина, по словам Януковича, только пытается найти свой «путь развития».

Впрочем, стартовые условия для выполнения поставленной украинским президентом задачи можно охарактеризовать как довольно сложные. В минувшем году так и не началось уверенное восстановление национальной экономики после кризиса. По предварительным данным, рост ВВП составил от 4,1% (прогноз премьера страны Николая Азарова) до 4,5% (прогноз Нацбанка Украины). Несмотря на позитивный тренд, показатели выглядят скромно, если вспомнить, что в 2009 году ВВП упал на рекордные 15%.

Анализ регионального транспортного индикатора позволяет также говорить о крайне нестабильной ситуации в реальном секторе экономики. Так, в первой половине минувшего года динамика изменения КАРГО-индекса по отношению к аналогичному периоду
предыдущего года свидетельствовала о довольно успешном восстановлении, но уже в июле индикатор опустился ниже психологически важной отметки в 100%, где и пребывал до декабря. Поэтому в целом значение показателя нарастающим итогом в 2010 году по сравнению с 2009 годом составило лишь 99,2%.

Аналогичная тенденция прослеживалась и в изменениях близкого по своей природе транспортному индикатору индекса выпуска в базовых отраслях экономики, который на Украине вычисляется Нацбанком. Этот показатель, традиционно находящийся выше КАРГО-индекса, завершил год в позитивной зоне (его значение составило 107,4%). Однако в середине года также был зафиксирован «перелом». Причём негативный тренд был отмечен с отставанием от КАРГО-индекса в один календарный месяц.

В числе дестабилизирующих экономику факторов можно отметить аномальную погоду минувшего лета, обернувшуюся и в России, и на Украине засухой. Доля зерна в КАРГО-индексе снизилась на 0,35 процентного пункта (п.п.) – до 4,64%. На достаточно низком уровне, несмотря на активизацию работ, связанных с подготовкой чемпионата Европы по футболу, находилось в течение года строительство. В результате доля строительных грузов в транспортном индикаторе снизилась на 3,79 п.п. – до 27,28%. Помимо этого, на 2,99 п.п., до 20,46%, снизилась доля чёрных металлов, что связано с медленным ростом мирового спроса на продукцию металлургов.
Некоторое восстановление промышленности, а также рост зарплат населения, которое теперь всё чаще пользуется личным транспортом, привели к увеличению доли нефтяных грузов на 0,15 п.п. – до 3,65%.

Но наиболее значимые изменения в структуре КАРГО-индекса связаны с увеличением доли угля, которая выросла на 6,7 п.п. и стала самой крупной в структуре индекса – 35,69%. Доля железных и марганцевых руд возросла по итогам года на 0,28 п.п. – до 8,28%, что вызвано растущим спросом на сырьё у зарубежных производителей.

Премьер Николай Азаров в начале февраля заявил, что правительство хочет увеличить приток инвестиций на модернизацию промышленности, добиться роста доли высокотехнологичных отраслей. Однако, как показывает анализ структуры экономики через призму транспорта, это можно считать скорее перспективной задачей. Пока же растёт только сырьевая зависимость экономики Украины.


Автор: Юлия Громадская

Новости

3 ч
4 ч
4 ч
4 ч
14 ч
18 ч
1 д
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «КАРГО-индекс»